|
|
N°22, 10 февраля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Уволить рабочих, получить госкредиты
General Motors собралась спасать Opel на деньги налогоплательщиков
Американский автопроизводитель General Motors вчера во Франкфурте-на-Майне обнародовал долгожданную программу построения светлого будущего для своей европейской «дочки» -- концерна Opel. Залогом процесса оздоровления и грядущего процветания, как можно было заключить из высказываний его шефа Ника Рейли, должны стать главным образом две вещи -- сокращение персонала и финансовая поддержка властей тех стран, где сохраняются производственные мощности Opel.
Как известно, 3 ноября прошлого года совет директоров General Motors принял скандальное решение остановить длившийся несколько месяцев процесс переговоров о продаже Opel. Потенциальная сделка, в которой уже имелся победитель (консорциум канадской Magna и российского Сбербанка), должна была, с одной стороны, улучшить финансовые показатели американского концерна, а с другой -- защитить от его проблем европейскую «дочку». Но в GM очень не хотели отдавать актив альянсу Magna--Сбербанк и, сославшись на признаки восстановления рынка, объявили, что попробуют справиться самостоятельно.
Озвученный план реструктуризации Opel никого в Европе не воодушевил. Во-первых, намечается увольнение 8300 сотрудников -- 1300 управленцев и 7 тыс. непосредственно на производстве. Жертвой оздоровления (как, впрочем, и ожидалось) станет завод Opel в бельгийском Антверпене с 2400 работниками. В Германии, как было заявлено, численность работников концерна будет сокращена на 3911 человек. Больше всего при этом пострадает предприятие в Бохуме, где за его порогом окажутся 1788 человек; в Рюссельсхайме (там расположена штаб-квартира Opel и главное производство) такая же участь коснется 1639 работников, в Айзенахе и Кайзерслаутерне -- по 300. В общей сложности, как отметил г-н Рейли, благодаря кадровым сокращениям производственные мощности Opel и его британской марки Vauxhall снизятся на 20%. «Это является нашим выводом из нынешнего тяжелого положения на рынке», -- подвел черту шеф Opel.
Второй элемент оздоровления концерна -- получение денег европейских налогоплательщиков. Согласно планам GM правительства ФРГ, Великобритании, Испании, Польши и Австрии, где сохраняются производственные мощности Opel, должны сброситься, предоставив компании в виде кредитов и кредитных гарантий 2,7 млрд евро. Германии (федеральному центру и землям, в которых находятся заводы Opel) предстоит обеспечить из этой суммы более половины -- 1,5 млрд евро. В целом же нынешняя потребность в капитале определена в размере 3,3 млрд евро. General Motors сообщила, что сама предоставила в распоряжение Opel за последние недели 600 млн долл. (около 437,4 млн евро) и выделила на ближайшую перспективу еще 650 млн евро.
Г-н Рейли при этом подчеркнул, что с советом трудового коллектива концерна до сих пор не удалось договориться о вкладе самих трудящихся в их безбедное будущее. Он призвал работников Opel в добровольном порядке согласиться на сокращение фонда заработной платы на 266 млн евро. Глава центрального совета предприятия Клаус Франц в интервью газете Welt отметил, что пока неясно, когда сможет быть достигнута договоренность о вкладе коллектива. Профсоюзы требуют от менеджмента в качестве компенсации участия в акционерном капитале концерна.
Правда, сама General Motors, как обещает ее руководство, также планирует солидные инвестиции в Opel. По словам г-на Рейли, в период до 2014 года на нужды европейского концерна будет выделено около 11 млрд евро. Финансовые вливания должны привести к кардинальным изменениям в производственной палитре -- обновятся до 80% моделей. Главный удар будет направлен на достижение прорыва в сфере использования гибридных и альтернативных приводов. А заветной целью финансистов станет достижение окупаемости в 2011 году и выход еще годом позже в зону прибыли.
Первая реакция на оглашенную General Motors программу вывода Opel из кризисного пике была весьма сдержанной. Премьер-министр федеральной земли Гессен Роберт Кох потребовал увеличения инвестиций со стороны самой материнской компании. «Согласно нашим первым оценкам, считаем необходимым, чтобы GM как владелец существенно увеличила свое участие в реструктуризации и оздоровлении автопроизводителя», -- заявил он. А министр экономики земли Северный Рейн -- Вестфалия Криста Тобен потребовала «быстрой и конструктивной проверки» сумм, затребованных на кредитные гарантии для Opel.
Однозначно против предложенного General Motors плана выступили профсоюзы, в частности объединяющий свыше 2,3 млн человек IG Metall -- крупнейший самостоятельный профсоюз в Германии. Вчера руководство IG Metall выступило с предложением к правительствам федерального центра и земель отклонить запросы GM на господдержку для Opel в Германии. Кроме того, профдеятели заявили, что коллектив не поддержит объявленный план оздоровления Opel путем отказа от части заработной платы. «Все еще неясно, каким же образом ответственные руководители намереваются сделать Opel способным к выживанию в будущем», -- заявил один из руководителей IG Metall Оливер Буркхард. Профсоюз потребовал также и отказа от закрытия производства в Антверпене.
Юрий ШПАКОВ, Берлин