|
|
N°22, 10 февраля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сын подводного царя
«Перси Джексон и похититель молний» на экранах Москвы и всего мира
Самый обыкновенный нью-йоркский школьник Перси Джексон (Логан Лерман) вел самую обыкновенную жизнь с вечно уставшей мамой (Кэтрин Киннер) и редкостно-омерзительным отчимом (Джон Пантолиано), неважно учился по причине хронической дислексии, дружил с колченогим афроамериканцем Гровером (Брендон Т. Джексон) и счастливее всего чувствовал себя плескаясь в бассейне. Но после того как во время обзорной экскурсии «в греческом зале» мымра-учительница неожиданно превратилась в крылатую фурию и чуть было не вышибла из Перси дух, мальчуган узнал правду -- оказывается, его любовь к воде и способность задерживать на дне дыхание на без малого десять минут являются наследственными, а были бы приняты в Америке отчества, то он с полным правом мог бы именовать себя Посейдоновичем: в свое время у его мамы был недолгий, но бурный роман с древнегреческим повелителем морей (Кевин Маккид), а потому сам Перси является самым что ни на есть настоящим полубогом. И теперь обитатели во главе с Зевсом (Шон Бин) уверены, что именно Перси украл у громовержца его молнии, и если до дня летнего солнцестояния они не будут возвращены законному владельцу, грянет война богов. Поэтому Перси быстренько эвакуируется от греха в волшебную школу, где такие же, как он, юные полукровки постигают необходимые премудрости под руководством кентавра Хирона (Пирс Броснан), но, не закончив обучение, отправляется в опасное путешествие в компании Гровера, который оказался пока еще безрогим сатиром, и Аннабет (Александра Даддарио), дочери богини мудрости Афины (Мелина Канакаредис). Им нужно разыскать пресловутые молнии, а заодно по возможности вызволить из Аида маму Перси, к тому моменту трагически павшую от лап Минотавра.
В основе «Похитителя молний» лежит первая из пяти (пока что) книжек бывшего учителя из Техаса Рика Райордана, придумавшего Перси Джексона специально для своего гиперактивного сына Хайли, который в детстве не любил читать по причине все той же дислексии, но являлся при этом большим поклонником древнегреческой мифологии. Довольно скоро история мальчика-полубога превратилась из семейной побасенки на сон грядущий в мировой бестселлер (пятая часть эпопеи, «Последний олимпиец», была издана в прошлом году первоначальным тиражом более миллиона экземпляров), а сам Перси является на сегодня основным преемником Гарри Поттера. Причем не только в книгах, но и в кино -- режиссером фильма стал не кто иной, как Крис Коламбус, снявший в свое время две первые серии поттерианы -- «Философский камень» и «Тайную комнату». Именно они, к слову, были признаны самыми пресными и невыразительными из всех, и режиссера в конце концов заменили, но для «Похитителя молний» со всей очевидностью был нужен именно Коламбус. Его несколько равнодушной мастеровитости оказалось вполне достаточно для этой более чем простенькой истории. От приключений Перси и его друзей вряд ли стоит и в дальнейшем ожидать развития характеров, драмы взросления, усиления серьезности ставящихся перед героями вопросов -- в общем, всего того, чем был славен «Гарри Поттер». Это не более чем подростковое фэнтези, бесхитростная «сказка-ложь» без всякого намека, достаточно прямолинейно использующая мифологическую атрибутику и космически далекая, скажем, от формально похожего смешения эзотерики и реальности в духе «Американских богов» или «Детей Ананси» Нила Геймана. Максимум, до чего тут может дойти фантазия, -- это использовать в сражении с Медузой (Ума Турман) не зеркальный щит, а блестящую крышку айфона или расположить Олимп на самой верхотуре Эмпайр-Стейт.
В самом начале своей миссии Перси получает от Хирона шариковую ручку, которая рекомендована ему в качестве мощнейшего оружия самообороны, которую можно использовать только в самый ответственный момент. «Но это же всего лишь ручка!» -- удивляется новоявленный полубог, однако после того, как он нажимает кнопку, канцелярское изделие превращается в острый меч. Но тем не менее кажется, что в случае с «Похитителем молний» подобного чуда не произошло. Ручка так и осталась ручкой. Пусть даже и довольно дорогой.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ