|
|
N°117, 04 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Наследник уступил шедевр музею
Разрешился долгий спор о судьбе работы Василия Кандинского «Импровизация №10». Этот шедевр, являющийся одной из первых чистых абстракций в истории живописи и стоящий, по оценкам экспертов, более 30 млн долларов, останется в частном швейцарском музее -- Фонде Эрнста Бейелера. Это стало возможно после внесудебного соглашения, достигнутого 27 июня между Бейелером и Йеном Лисицким, наследником Софии Лисицкой-Купперс.
Немецкая художница София Купперс передала свою коллекцию Ганноверскому музею в 1926 году, перед отбытием в СССР к мужу -- известному деятелю русского авангарда Эль Лисицкому. В 1937 году коллекция была конфискована в разгар борьбы нацистского режима с «дегенеративным искусством». Сын и наследник Софии Лисицкой-Купперс, Йен, эмигрировал из СССР в 1989 году и начал борьбу за возвращение коллекции, распроданной «серыми» арт-дилерами. Ему удалось вернуть несколько работ, в том числе «Пустынную площадь экзотического города» Пауля Клее, принадлежавшую японскому музею. Но особенности швейцарского законодательства таковы, что собственность, приобретенная человеком, не подозревающим о ее сомнительном происхождении, через пять лет отходит в его полное владение. Так что наследнику, судя по всему, пришлось довольствоваться солидной денежной компенсацией.
Алексей МЕДВЕДЕВ