|
|
N°22, 10 февраля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Угроза единству страны
«Группа друзей» Йемена спасает его от раскола и террористов
Не успело стихнуть эхо международной конференции по Йемену, прошедшей в спринтерском темпе в Лондоне в конце января, как последовали новые шаги британской дипломатии, направленные на скорейшую реализацию решений этой конференции. Министр иностранных дел Соединенного Королевства Дэвид Милибэнд уже отчитался в палате общин о целях и результатах форума, подчеркнув, что повестка дня конференции была заранее согласована с йеменским президентом Али Абдаллой Салехом. Уже на следующий день Айван Льюис, заместитель Милибэнда, прибыл в йеменскую столицу Сану и провел переговоры с президентом Салехом. Они обсудили подготовку намеченной на конец февраля конференции стран -- доноров Йемена в Эр-Рияде, а также планы и рабочий механизм интернациональной «Группы друзей Йемена», решение о создании которой также было принято в Лондоне. Первая встреча этой группы, в которую вошла и Россия, назначена на март.
Напомним, что лондонская конференции была спешно созвана по инициативе британского премьера Гордона Брауна вскоре после попытки нигерийского террориста взорвать американский пассажирский лайнер над Детройтом на Рождество 25 декабря. Ведь нигериец, как подтвердилось, прошел подготовку в Йемене.
Итак, какие следуют из происходящего выводы? Во-первых, «южноаравийская зона», если брать разделение зон ответственности между США и их союзниками в международной борьбе с терроризмом, оказалась закрепленной за Британией. Во-вторых, британская дипломатия явно строит свою работу так, чтобы если уж не сами инициативы и планы, то их последующая реализация полностью согласовывалась с представлениями руководства Йемена о неприкосновенности национального суверенитета и невозможности иностранного военного присутствия на территории этой страны, а то и являлась бы продолжением собственной йеменской инициативы.
Похоже, что 128 лет колониального присутствия британцев на йеменском юге, их вынужденный уход под натиском вооруженного партизанского движения в конце 1960-х годов и последующий период нормализации отношений все же сформировали у англичан более адекватное представление о йеменском национальном характере. С другой стороны, долгое британское присутствие на юге Йемена во многом заложило основу наиболее опасного внутреннего конфликта, который уже невозможно не замечать и который чем дальше, тем больше угрожает единству и территориальной целостности этой страны. Речь идет о мирном пока, но нарастающем движении за отделение Юга.
В мае 2010 года единому йеменскому государству исполнится лишь 20 лет: оно возникло в 1990 году как результат добровольного объединения двух йеменских ранее независимых государств. Причем это были государства с различным общественным строем -- капиталистическим на севере, в Йеменской Арабской Республике (ЙАР), и социалистическим на юге, в Народной Демократической Республике Йемен (НДРЙ). Ситуация чем-то напоминала немецкую, но если Германия с 1871 по 1945 год все же была единым государством, то у Йемена такого опыта в новейшей истории не было. Напротив, Север и Юг к своему объединению шли разными путями, и это не могло не проявиться в ситуации мирового экономического кризиса. При том что Йемен продолжает оставаться одной из беднейших стран планеты: с уровнем валового внутреннего продукта, составляющего менее одной тысячи долларов в год на душу населения, инфляцией 27%, безработицей, поразившей 40% трудоспособного населения, и с рекордными тремя процентами годового прироста почти 23-миллионного населения.
Лидеры и многие сторонники сегодняшнего движения за отделение Юга представлены прежде всего отставниками: офицерами и гражданскими служащими, партийными функционерами некогда «социалистического» Юга. И они помнят и другое время: когда они и их дети могли бесплатно лечиться, учиться (даже в высших учебных заведениях других -- социалистических -- стран Европы, Азии, Латинской Америки), чувствовать себя гораздо более социально защищенными и значимыми. Когда-то Народная Демократическая Республика Йемен -- стратегический партнер СССР на Арабском Востоке, получавший многостороннюю и вполне реальную помощь от социалистического лагеря, -- гораздо в меньшей степени зависела от международной экономической конъюнктуры. Автор «Времени новостей», работавший в Йемене в советские времена, знает об этом не понаслышке.
Конечно, далеко не все южане что-то приобрели. Многие потеряли и пострадали от того «социалистического» режима. Каждый новый шаг к социализму на Юге или очередное выяснение отношений внутри южного руководства заканчивались новыми жертвами и массовым исходом целых групп населения из страны, в том числе на Север. Но и там многое вызывало у южан справедливый протест. Например, традиционно высокий уровень чиновной коррупции, (чего не было на Юге), гипертрофированное значение племенных связей и принадлежности при решении существенных вопросов, слишком частая готовность северян апеллировать не к букве закона, а к силе оружия, благо оно в Йемене, особенно на Севере, постоянно есть под рукой у каждого. Теперь, когда уровень государственной социальной поддержки упал, а цены начали резко расти, у южан окрепло впечатление, что к ним относятся как к гражданам второго сорта. Им нелегко забыть, что за попыткой части южнойеменского руководства разъединиться с Севером в 1994 году последовала короткая гражданская война, в которой центральная власть в Сане с помощью армии и племенных формирований взяла верх.
Однако идея повторного разъединения Йемена не находит международной поддержки. Ведущие мировые державы хотели бы видеть Йемен единой процветающей демократической страной с сильной государственной властью, способной поддерживать законность и порядок на всей своей территории, обеспечить своим гражданам на севере и на юге социальные, правовые и политические гарантии, работу, надежду на будущее. О том, что все это не может быть достигнуто только лишь военным, силовым путем, уже было заявлено в Лондоне. От йеменского руководства ждут серьезных и быстрых реформ, которые усилят тенденции развития в стране, сделают идеи религиозных экстремистов менее привлекательными среди населения. Друзья Йемена могли бы без промедления материально поддержать этот процесс. Иностранные доноры Йемена уже пообещали предоставить в распоряжение Саны финансовую помощь, поскольку «экономика и социальные реформы и есть ключ к стабильности» Йемена.
Владимир АГАФОНОВ, военный переводчик-востоковед