|
|
N°22, 10 февраля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Россия стала более самоуверенной»
Мадлен Олбрайт, бывшая госсекретарем США с 1997 по 2001 год, прибыла в Россию 9 февраля в качестве председателя группы экспертов НАТО. Эта «группа мудрецов» призвана выработать для генерального секретаря НАТО рекомендации по новой стратегии альянса. Перед отлетом в Москву 72-летняя г-жа Олбрайт ответила на вопросы корреспондента ИНТЕРФАКСА в Вашингтоне Петра Черемушкина, задавшего их специально для «Времени новостей». В интервью изложены личные взгляды Мадлен ОЛБРАЙТ, которые не представляют позицию всей группы экспертов альянса.
-- На что альянсу сейчас надо сделать упор: на политическую или на военную составляющую?
-- В мае группа экспертов даст рекомендации генсеку НАТО в отношении новой стратегической концепции альянса. Члены группы посещают Россию, чтобы выслушать различные предложения и услышать всевозможные точки зрения. Пока мы не готовы сделать выводы. Так что все идеи, которые я выскажу во время моей поездки, исключительно мои собственные. НАТО -- это оборонительный альянс, приверженный защите своих членов от внешних угроз. В наши дни такие угрозы гораздо более разнообразны и непредсказуемы. Чтобы выполнить свою миссию, НАТО должно перемениться и в военном, и в политическом отношении.
Большинство проблем безопасности не может быть решено одними только военными средствами. Поэтому важно иметь поддержку и доверие людей, живущих за пределами альянса. Для этого надо продолжать поддерживать партнерство с международными организациями и широким кругом стран, включая Россию.
-- Считаете ли вы, что страны бывшего Советского Союза могут быть сферой жизненно важных интересов России?
-- Нет, я так не считаю. Ни к одной стране нельзя относиться так, будто она находится в сфере интересов другой. Соседи России -- это независимые и суверенные государства, как и другие страны. Естественно, события в одной стране могут повлиять на интересы другой, но разногласия следует разрешать в соответствии с международным правом, а не посредством доминирования большего государства над меньшим. Концепция сферы интересов не входит в число правовых принципов.
-- Высказывалась идея распространить на энергетику действие пятой статьи Вашингтонского договора, заключенного в 1949 году. То есть эта статья могла бы быть задействована, если в отношении одной из стран -- членов альянса возникнет угроза ограничения энергоснабжения? Что вы думаете об этом?
-- Насколько я знаю, не существует планов вносить поправки в пятую статью Североатлантического договора, обязывающую членов НАТО к взаимной обороне перед лицом вооруженного нападения. Вопрос о трактовке этой статьи в свете новых угроз может быть поднят только странами -- членами альянса в ответ на определенные обстоятельства. Естественно, ситуация, в которой жизненно важные нефтепроводы или газопроводы разрушены террористами или другими враждебными силами, станет предметом озабоченности всего международного сообщества.
-- Насколько изменилась Россия внутренне и насколько изменилась ее внешняя политика по сравнению с тем периодом, когда вы были госсекретарем?
-- По сравнению с прошедшим десятилетием Россия стала более самоуверенной на международной арене. Это стало отражением укрепившейся экономики и желания лидеров России добиться того, чтобы их взгляды на мировые события были ясно сформулированы и предельно понятны. Одновременно политическая власть в России стала более централизованной. Эти перемены имеют значительные последствия, но не обязательно ограничивают возможности для сотрудничества между Россией и США по вопросам, представляющим предмет общей озабоченности.
-- Считает ли альянс потенциальной угрозой Россию?
-- В своей речи в Москве в декабре 2009 года генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен сказал: «НАТО никогда не нападет на Россию. Никогда. И мы не думаем, что Россия нападет на НАТО». Члены НАТО считают, что у них и у России общие угрозы: терроризм, насильственный экстремизм и распространение ядерного оружия. В последние месяцы и Россия, и НАТО заслуживают высокой оценки за интенсивный диалог и демонстрацию желания внимательно слушать то, что хочет сказать другая сторона. У нас есть возможность построить лучшие отношения, основанные на сотрудничестве в решении общих проблем.
|