Время новостей
     N°22, 10 февраля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.02.2010
«Хотелось бы продвинуться за Урал»
Белоруссия увеличивает продажу своих товаров на российском рынке
Белоруссия в результате присоединения к таможенному союзу с участием России и Казахстана надеется увеличить свой экспорт в эти страны. Напомним, что документы о создании трехстороннего таможенного союза президенты трех государств подписали в Минске 27 ноября 2009 года, а с 1 января этого года вошел в действие единый таможенный тариф союза. Белоруссия, для которой наиболее важным является российский рынок, рассматривает возможности расширения на нем своего присутствия, открывая торговые представительства, дома и магазины.

«У нас на 2010 год запланировано открыть в России 17 объектов совместной торговой деятельности. Но мы надеемся, что их будет гораздо больше. Мы заинтересованы в развитии торговли не только в центральном и северо-западном регионах России, хотелось бы продвинуться и за Урал», -- рассказала «Времени новостей» заместитель главы управления организации торговли и маркетинга концерна «Беллегпром» Елена Андреева. Концерн объединяет большинство белорусских предприятий легкой промышленности, среди которых трикотажные, текстильные, швейные и обувные фабрики. Производимые ими товары хорошо известны российским потребителям. «Примерно 40% своей продукции мы поставляем в Россию, иногда заказов оттуда поступает так много, что мы не успеваем с ними справляться. Так что на нашем предприятии очень маленькие остатки на складах. О сотрудничестве с Россией я могу говорить только позитивно», -- сказала «ВН» руководитель отдела маркетинга белорусской трикотажной фабрики «Алеся» Светлана Калоша.

Столь успешной работой могут похвастаться далеко не все предприятия этой сферы. По данным на 1 января 2010 года, складские запасы готовой продукции на предприятиях легкой промышленности составили 160,3% от среднемесячного объема производства. Расширение присутствия на российском рынке, где белорусская продукция является приемлемой по качеству и конкурентоспособной по цене, способствовало бы разгрузке складов. В «Беллегпроме» надеются, что создание таможенного союза поможет увеличить сбыт в Россию. «До сих пор граница существовала теоретически, но все равно необходимость оформления товаров приводила к задержкам по времени и дополнительным расходам», -- отметила Елена Андреева. Она выразила надежду на то, что в ходе формирования единого таможенного пространства (оно должно завершиться к 2012 году) будут унифицированы гигиенические сертификаты, сертификаты качества и другие документы, что облегчит взаимную торговлю.

Белоруссии необходимо восстановить объемы сбыта продукции не только легкой промышленности, но и других отраслей. Экспорт грузовиков в январе--ноябре 2009 года составил 23,1% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, седельных тягачей -- всего 15,7%. Мировой кризис создал финансовые проблемы для традиционных потребителей белорусской продукции, в итоге в прошлом году белорусский экспорт упал почти на 35%, а внешнеторговый дефицит превысил 7,2 млрд долл. Такая ситуация сделала еще более заметной зависимость экономики Белоруссии от российского рынка, являющегося для многих предприятий страны основным или даже единственным рынком сбыта.

Независимые эксперты сомневаются, что создание таможенного союза станет решающим для расширения присутствия белорусской продукции на российском рынке. «Принятое на политическом уровне решение допустить белорусские товары на рынок не гарантирует, что покупать будут именно их. Административные методы по-прежнему играют роль в нашем регионе. Но с течением времени их действенность уменьшается. Как и во всем мире, на первый план выходят конкурентные преимущества», -- сказала «Времени новостей» заместитель руководителя исследовательского центра минского Института приватизации и менеджмента Ирина Точицкая.

Ольга ТОМАШЕВСКАЯ, Минск
//  читайте тему  //  Россия и Белоруссия