Время новостей
     N°117, 04 июля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.07.2002
Принимай, Америка, сибирский подарок
ЮКОС столбит место на нефтяном рынке США
Первая прямая сделка по поставке российской нефти в Америку завершится в ближайшие дни. Греческий крупнотоннажный танкер Astro Lupus вчера вечером доставил в порт Галвестон (Хьюстон) 240 тыс. тонн нефти, которую ЮКОС совместно с ExxonMobil отправил в США 12 июня -- в День независимости России. Разгружать танкер начнут в День независимости Америки. ЮКОС анализирует финансовые результаты сделки, однако, как сообщил источник, близкий к компании, уже началась загрузка второго танкера, который отправится в США в августе.

В ЮКОСе торжествуют. В компании говорят, что открывают новый крупный рынок сбыта нефти, ведь Америка, как известно, крупнейший в мире импортер. И полагают, что это сулит неплохие перспективы: глава компании Михаил Ходорковский не так давно заявлял, что поставки в Америку выгодны при мировой цене нефти уже в 19--21 долл. за баррель, хотя до этого он останавливался на цифре в 25 долл. Вчера вечером августовские фьючерсы Brent на Лондонской бирже стоили 25,65 долл. за баррель, российская Urals обычно стоит примерно на 1,5 долл. дешевле.

В то же время эксперты ставят под сомнение возможность продолжения поставок. По их мнению, они могут быть выгодны только при совпадении очень большого количества факторов. Например, говорит аналитик нефтяного агентства Petroleum Argus Михаил Перфилов, в конкретной поставке ЮКОС не стал хеджировать риск того, что разница в цене между WTI (американский эталонный сорт нефти) и Brent (европейский эталон, обычно дешевле WTI) может оказаться ниже приемлемого уровня. За время транспортировки разница выросла, и уже сейчас, полагает г-н Перфилов, можно предположить, что сделка могла принести прибыль. «Но это не значит, что так будет всегда, -- говорит он, -- на некоторых составляющих поставок можно выиграть, но постоянная поставка нефти из России в Америку пока невыгодна, так как большегрузные танкеры не имеют возможности проходить в порты бывшего СССР» (ЮКОСу пришлось делать перевалку нефти в Греции -- три небольших танкера доставили нефть в эту страну, а потом перевалили ее в танкер Astro Lupus).

Для ЮКОСа самое главное в истории с поставками нефти в США -- позиционировать себя. Скоро откроется нефтепровод «Дружба--Адрия», и если г-ну Ходорковскому удастся убедить американских покупателей в том, что его компания -- неплохой и стабильный поставщик, легче будет заниматься сбытом. Осенью это будет немаловажно, ведь не исключено, что ОПЕК повысит квоты нефтедобычи и дефицита сырья на мировом нефти не будет.

Николай ГОРЕЛОВ