Время новостей
     N°21, 09 февраля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.02.2010
Чеховы-дети
На фестивале «Белые Столбы» показали фильмы с участием родственников писателя
На завершившемся на днях XIV фестивале архивного кино в Белых Столбах 150-летний юбилей Антона Павловича Чехова решили отметить не показом экранизаций знаменитых во всем мире произведений, хотя таковых немало в хранилищах Госфильмофонда, а фильмами, в титрах которых значится фамилия классика. Короткую ретроспективу назвали «Чехов и Чеховы»: несмотря на то что своих детей у Антона Павловича, увы, не было, носителей его славного имени оказалось несколько. Хотя настоящей кровной родней был только один -- сын брата, племянник Миша, впоследствии легендарный артист Первой студии Художественного театра Михаил Александрович Чехов, по чьей актерской системе обучались много лет спустя прославленные звезды Голливуда. Гениальность, как видим, все-таки передалась по наследству.

По прихоти судьбы первая жена Михаила Чехова оказалась полной тезкой супруги Антона Павловича, ее тоже звали Ольга Книппер-Чехова. Она была племянницей Ольги Леонардовны, дочерью ее родного брата Константина. «Оля предпочла разделить со мной мою славу, добавив к своей мою фамилию», -- говорил Михаил Чехов об Ольге Книппер. Но можно еще поспорить, чья слава в какой-то момент оказалась больше. Действительно, для актерской карьеры Ольга оставила себе знаменитую в России фамилию бывшего мужа, но известности добилась благодаря исключительной красоте, избытку жизненных сил и склонности к авантюрам. Убежав от гражданской войны и разрухи в России, Ольга оказалась в Германии. Там она увидела синематограф и захотела сниматься в кино.

«Красивые орхидеи», «Опасная весна», «Любовные приключения», «Глазами женщины» -- подобных знойных мелодрам за всю ее долгую карьеру у Ольги Чеховой набралось около полутора сотен, в них она блистала на протяжении почти 30 лет. Когда в 20-е годы в Германии появился никому там не известный Михаил Чехов, Ольга уже была настоящей кинозвездой. Она помогла ему войти в мир западного кинематографа: в первый и единственный раз в своей жизни она сама поставила комедийную мелодраму «Раб своей любви», где сыграл Михаил Чехов. Такого поворота событий никто не мог бы предвидеть. «Ведь я, кроме занятий с Мишей, никакой школы не имела», -- вспоминала Ольга Чехова. «Раб своей любви» был одним из последних немецких фильмов эпохи немого кино. Из звуковых картин с участием Ольги Чеховой в программу «Белых Столбов» вошла лента 1942 года «Глазами женщины», о любви юной аристократки к женатому дипломату.

Удивительно, что в черно-сером сумраке старинных кинолент, несмотря на штампованные сюжеты, манерные диалоги и приблизительность режиссуры, просвечивает необыкновенное дарование Михаила Чехова и неотразимая притягательность Ольги Чеховой. У нее не было большого актерского дара, зато ей досталось свойство подлинной звезды, тот самый «эффект присутствия», когда непонятно отчего, но именно к ней притягиваются все взоры. Про нее говорили, что эта женщина изобрела вечную молодость. Кстати, со временем рецепты своей молодости актриса стала с успехом продавать, открыв фирму «Косметика Ольги Чеховой».

Среди ее поклонников и покровителей в 30-е и 40-е годы был Адольф Гитлер, но звезда Третьего рейха умудрилась при этом быть в дружбе и с Лаврентием Берией и стала сверхсекретным агентом НКВД. Рассказывают, что она участвовала в разработке плана покушения на Гитлера. Предполагалось, что Ольга Чехова через своих друзей найдет возможность внедрить в его близкое окружение исполнителя убийства. Ну чем не «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино?

Кинематографом увлеклась и ее дочь. При крещении она получила имя Ольга, но с детства все называли ее Адой, в честь любимой тетки, сестры матери. Ада Чехова тоже много снималась, в том числе и в фильме «Глазами женщины», но не имела того невероятного успеха, который сопровождал мать. Красота ее казалась холодной и не будоражила зрителей. Жизнь Ады закончилась трагично -- в 1966 году она погибла в авиакатастрофе. Ее дочь от второго брака с гинекологом Вильгельмом Рустом вслед за бабушкой и мамой тоже стала артисткой и, отказавшись от фамилии отца, стала на экране Верой Чеховой. Знаменитая фамилия добавляла шансов на успешную карьеру, и она у Веры во многом сложилась. «Белые Столбы» показали немецкий фильм 1962 года с ее участием -- «Хлеб ранних лет» по повести Генриха Белля, по стилю напоминающий французскую «новую волну». Вера Чехова своей «нездешностью», высокими скулами и раскосыми глазами похожа в нем на Татьяну Самойлову, и русская фамилия Чехова ей, безусловно, к лицу.

Ольга ГАЛИЦКАЯ
//  читайте тему  //  Кино