Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле на днях вынес приговор швейцарской банковской системе. В ответ на гнев политических и банковских кругов Швейцарии в связи с намерением немецких властей приобрести у анонимного лица CD-диск с данными банковских счетов германских граждан, уклоняющихся от уплаты налогов, г-н Шойбле заявил в интервью швейцарской Neue Zuericher Zeitung: «Мы ликвидируем банковскую тайну в Европе». И Швейцария, не являющаяся страной Евросоюза, по его личному убеждению, не уйдет от этого процесса, который «не будет для нее легким».
Как известно, германскому минфину было предложено
купить данные о счетах полутора тысяч немцев, упрятавших неучтенные налоговиками деньги в банках альпийской конфедерации, в частности в Credit Suise. За свой товар анонимный продавец запросил 2,5 млн евро. В конце прошлой недели в Берлине и большинстве федеральных земель было принято однозначное решение -- «будем брать». В выходные немецкие налоговые следователи отправились на встречу с продавцом швейцарской банковской тайны во Францию. Финансовые сыщики сознательно пошли на контакт за границей, так как в самой Германии, по их мнению, продавец CD-диска мог быть арестован, а его товар конфискован.
Между тем оказалось, что покупка диска окупилась еще до ее совершения. На стадии всенародного обсуждения идеи о возможном гешефте у одного налогового беглеца из Берлина, похоже, сдали нервы, и он отправился с повинной в налогово-финансовое ведомство по месту жительства. Чиновники приняли во внимание заявление берлинца "об ошибке", допущенной при декларировании своих доходов, и без штрафных и возможных судебных санкций постановили, что он должен доплатить 4,5 млн евро. В других федеральных землях Германии подобные явки с повинной совершили десятки граждан, правда, сумма возврата фискальных недоимок оказалась там существенно скромнее.
Известно, что загадочный похититель банковских данных впервые вышел на контакт с германскими налоговыми органами около года назад. Поначалу он послал электронное письмо с образцами информации, содержащейся на диске. Сыщикам своими силами не удалось однозначно идентифицировать отправителя, и они обратились за помощью в Федеральную службу разведки. Но и спецслужбе оказалось не под силу выяснить, кто стоял за предложением купить сведения о немецких гражданах, уклоняющихся от налогов.
Для германских налоговиков покупка CD-диска должна оказаться самой выгодной сделкой последних лет. Аналитики, однако, предполагают, что по характеру предложения речь скорее всего может идти о компьютерном специалисте, взломавшем базу данных банка и оставшемся при этом незамеченным. Руководство Credit Suisse в официальном заявлении признало, что у банка нет свидетельств того, что из системы украдены какие-либо сведения. Вице-президент Швейцарского банковского союза Урс Рот заявил на днях: «У нас нет никаких доказательств того, что речь идет именно о Credit Suisse». Но, как признал он, абсолютной безопасности не существует, каждая система может быть взломана. Credit Suisse -- крупный швейцарский банк с 47 тыс. сотрудников, который существует с 1856 года и работает в 50 странах.
Между тем германо-швейцарский конфликт выходит за рамки межгосударственной дипломатии, перерастая в откровенную общенародную германофобию, которая на бытовом уровне всегда была характерна для значительной части швейцарцев. На этот раз речь идет не о «немецком зазнайстве», гастарбайтерах из Германии или бесконечном потоке транзитных автомобилей от северного соседа. Теперь речь идет о святая святых Швейцарии -- банковской тайне. Либеральная газета Tagesanzeiger спросила своих читателей: «Если можно покупать банковские данные, то, видимо, можно и пытать людей?»
Немцы в Швейцарии -- это старый и больной вопрос для альпийской конфедерации, где всегда были сильны опасения в связи с угрозой «германизации» страны. В 2008 году здесь проживало около 250 тыс. иммигрантов из Германии, в подавляющем большинстве высококвалифицированных кадров с университетским образованием. В одном лишь Цюрихе работают 25 тыс. немцев, в том числе прилично зарабатывающих врачей, адвокатов и университетских профессоров.