|
|
N°20, 08 февраля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Халед Машаль: «Россия в отличие от США добивается единства палестинцев»
Лидер ХАМАС рассказал о целях визита в Москву
В Москву сегодня вечером должен прибыть лидер радикального палестинского «Исламского движения сопротивления» (ХАМАС) Халед МАШАЛЬ. Сейчас израильские власти запрещают 53-летнему Машалю въезд в Палестинскую автономию, считая возглавляемое им движение «террористическим». Россия не согласна с такой оценкой и настаивает на необходимости вести переговоры со всеми палестинцами, добивающимися создания своего независимого государства. Накануне приезда в Москву лидер ХАМАС ответил на вопросы обозревателя «Времени новостей» Елены СУПОНИНОЙ.
-- Ваш приезд в Москву связан с некоей новой инициативой?
-- В первую очередь руководство нашего движения откликнулось на любезное приглашение российского министра иностранных дел Сергея Лаврова посетить Москву. Мы благодарны за это. Российское руководство поддерживает отношения со всеми участниками израильско-палестинского конфликта. Этот конфликт будет главной темой переговоров.
Процесс ближневосточного урегулирования заморожен. Опасно еще и то, что у власти в Израиле находится радикально настроенная тройка: Нетаньяху, Либерман и Барак (премьер, глава МИДа и министр обороны. -- Ред.). Ведь они не только попирают права палестинцев, но даже игнорируют требования американцев. США, например, уже давно добиваются от израильтян замораживания строительства еврейских поселений на оккупированных территориях. И безрезультатно! Еще одной темой переговоров будет процесс примирения между самими палестинцами.
-- Москва собирается провести в конце февраля заседание квартета посредников ближневосточного урегулирования. В нем примут участие высокопоставленные представители России, Евросоюза, США и ООН. Но часто на такие заседания приглашают и самих участников конфликта, и посредников из арабских стран. Считаете ли вы необходимым принять участие в такой встрече?
-- Об этом рано говорить. Нас пока не приглашали на встречу квартета. Давайте мы проведем сначала переговоры в Москве, обсудим все и поймем, что это за заседание.
-- Россия была бы очень довольна, если бы палестинцы помирились друг с другом. Ведь раскол в палестинских рядах мешает достижению главной цели -- созданию государства Палестина. Ходят слухи, что вы договоритесь с главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом до саммита Лиги арабских государств, который состоится в марте в Ливии. Так ли это?
-- Мы со своей стороны делаем все возможное, чтобы примирение состоялось как можно скорее. Мы начали работать над этим еще в 2007 году. Но затем последовали военные действия израильтян в секторе Газа (начались в конце 2008 года и продолжались в январе 2009 года. -- Ред.). После войны переговоры о палестинском примирении возобновились в Каире (Египет самый активный посредник в отношениях между палестинцами. -- Ред.). Но сейчас снова возникла временная пауза. Тому две причины.
Первая -- американское вето, наложенное на процесс примирения. Нам известно, что спецпредставитель американского президента на Ближнем Востоке Джордж Митчелл оказывал в последнее время давление на господина Махмуда Аббаса и на египетских официальных лиц. Речь шла о том, что если Махмуд Аббас пойдет на примирение с нами, то Соединенные Штаты прекратят оказывать помощь палестинской администрации. То, что я вам говорю, это не просто анализ политической ситуации, а реально полученная нами информация. Так что вмешательство США оказалось негативным и притормозило процесс примирения.
Вторая причина связана с уточнением текста соглашения о примирении, подготовленного при участии Египта. Были пункты, которые претерпели изменение без нашего на то согласия либо вообще исчезли. Как одна из сторон этого соглашения мы настаиваем на том, чтобы текст был выверен и соответствовал тем договоренностям, которых мы достигли в результате долгих месяцев переговоров с другими палестинскими движениями, в частности с ФАТХ («Движение освобождения Палестины», лидером которого является Махмуд Аббас. -- Ред.).
Если нам удастся преодолеть эти два главных препятствия, то путь к примирению в рядах палестинцев будет открыт. Мы хотим, чтобы это произошло до встречи арабских лидеров в Ливии. Если не успеем до этого, то этой цели вполне можно будет достичь в ходе переговоров на самом саммите.
-- Так вы уже готовы встретиться с Махмудом Аббасом?
-- Так он же сам отказывается!
-- Он уже сказал в интервью одной из арабских газет, что готов встретиться, но только после того, как вы поставите свою подпись на соглашении о примирении между палестинцами. Что вы на это скажете?
-- Мы будем так все время ходить по кругу. Есть текст соглашения, который нуждается в уточнении. Это нормальное требование любой стороны при ведении переговоров: договориться об окончательном тексте. А от нас добиваются того, чтобы мы подписали соглашение в нынешнем виде, и, мол, потом состоится встреча. Такой подход, по правде говоря, неприемлем.
-- Какие же пункты вызывают у вас возражения?
-- Рано говорить обо всем подробно. Но вам приведу два примера. Один из пунктов говорит об Организации освобождения Палестины (исламисты пока в нее не входят, основную роль в ООП играют ФАТХ и другие движения - Ред.). Мы уже было договорились в ходе предыдущих консультаций, что будет создано единое временное руководство этой организации, объединяющей всех палестинцев. Оно будет работать до тех пор, пока не состоятся выборы новых руководящих органов ООП. Это временное руководство должно состоять из лидеров различных движений, членов руководства ООП, независимых представителей. Во главе организации, как мы договорились еще в 2005 году в Каире, встанет Махмуд Аббас.
Мы прописали задачи временного руководства и особо отметили в письменном виде, что они не подлежат изменениям. И вдруг каким-то непонятным образом приписка о том, что «это не подлежит изменениям» - исчезла! Без всяких объяснений! Но ведь она была в первоначальном тексте. Зачем убрали? Это наводит на мысль, что кто-то хочет изменить задачи, стоящие перед создаваемым руководством, и низвести их до другого уровня.
Другой пример - о проведении президентских и парламентских выборов в Палестине. Конкретно - об избирательных комиссиях. Поскольку сейчас палестинцы расколоты, то такие комиссии должны формироваться на основании договоренностей между всеми движениями. В первоначальном тексте говорилось, что сначала мы все договариваемся, а глава Палестинской национальной администрации уже на основании этих обязательств издает указ о формировании избирательных комиссий. В новом же варианте сказано, что глава администрации принимает решение на основе консультаций с другими движениями. А это большая разница. Одно дело -- обязательства по выполнению договоренностей, а другое дело -- просто прислушаться или нет к консультациям. Вот такие вопросы мешают палестинцам объединиться.
-- Я вас правильно поняла: россияне выступают за единство палестинцев, в то время как американцы против этого?
-- Конечно, так оно и есть. Россия добивается единства в палестинских рядах. А вот американцев это не волнует. Им не важно, будут ли палестинцы расколоты или объединены. Им важно, чтобы кто-то из палестинцев договорился с израильтянами. Им нужно оказать давление хотя бы на часть палестинцев, чтобы они пошли на уступки израильтянам. Возможно, США даже считают раскол палестинцев себе на руку, чтобы еще больше давить на Палестинскую национальную администрацию. Американцы не сумели смягчить позицию израильтян, а потому теперь будут добиваться больших уступок от палестинцев. Так что разница в американской позиции и в российской - большая.
-- Сейчас много спекуляций насчет загадочной смерти в Объединенных Арабских Эмиратах в январе одного из лидеров вашего движения - Махмуда аль-Мабхуха. Говорят, что его убили израильтяне. У вас есть информация на этот счет?
-- У нас нет никаких сомнений в том, что наш брат Махмуд аль-Мабхух -- да упокоит Аллах его душу -- был убит израильской спецслужбой «Моссад». Это произошло в городе Дубай в Эмиратах. Местная полиция произвела вскрытие тела и пришла к выводу, что его задушили. Это официальная информация. Израильтяне не первый раз убивают наших людей.
-- Да и вас однажды чуть не убили. В 1997 году в Аммане израильские агенты впрыснули яд вам в ухо. Вас спас арест нападавших, после чего израильтяне по настоянию властей Иордании доставили противоядие...
-- Да, это так. Я подвергался такому нападению. Так что мы хорошо знаем, с кем имеем дело.
|