В январе "Почта России" сообщила об изменениях, внесенных в российский Таможенный кодекс, которые упрощают пересылку товаров из-за рубежа. Теперь посылки с приобретенными товарами переведены в ранг международных почтовых отправлений, а значит, не облагаются пошлиной, если стоимость полученных россиянином товаров не превышает 10 тыс. руб. в неделю.
Наш корреспондент поинтересовался, что думают об этом российские торговцы цифровым контентом (файлы MP3, программы, электронные книги). Выяснилось, что российским распространителям цифровых товаров, по их мнению, не помешает защита от западных конкурентов.
"Таможенная служба России ранее негативно относилась к факту массовых получений россиянами посылок от зарубежных интернет-магазинов, заставляя проходить процедуру таможенной очистки получаемых товаров, а также предписывая обязательное открытие представительства иностранного интернет-магазина в России. Были случаи возвращения почтовых отправлений или отказа от них по причине выставления со стороны государства требования по уплате таможенных платежей как за коммерческий товар", -- комментирует изменения в таможенных правилах адвокат, партнер московской коллегии адвокатов "Легис Групп" Сергей Никитенков. Эксперты ожидают, что изменения в таможенных правилах привлекут на российский рынок западных игроков дистанционной торговли. Впрочем, для обывателя, изредка заказывающего диски или книжки в западных магазинах, вряд ли что-то изменится. Как и для тех, кто покупает цифровые товары, не имеющие физического носителя. Российским торговцам цифровым товаром удерживать тот же уровень цен, что и у западных продавцов, непросто -- слишком высоки местные издержки.
"Конечная цена на товар для пользователя состоит из трех сумм: авторские отчисления, налоги и расходы на содержание магазина. При этом налоги в нашей стране и, например, в США несопоставимы. У нас они процентов на 60 выше", -- рассказывает директор книжного онлайн-магазина "Литрес" Алексей Кузьмин. С его мнением согласна и руководитель интернет-магазина Allsoft.ru Ирина Кузнецова: "Расходы у наших зарубежных коллег на налоги и прочие выплаты действительно ниже, чем в России. Поэтому когда мы работаем с зарубежными поставщиками ПО, они часто бывают удивлены нашими завышенными, по их мнению, размерами комиссии".
Генеральный директор Softkey.ru Феликс Мучник уверен, что существенным недостатком в конкурентной борьбе отечественных и западных продавцов контента в России является и несовершенство нашей правовой базы: "Дело не в том, что цена ниже или выше, бывает по-разному. Дело совсем в другом: западные интернет-магазины извлекают прибыль из российского рынка, не платя при этом на территории России никаких налогов".
Такое положение вещей может существенно испортить жизнь российским продавцам цифрового контента, если отечественным рынком всерьез заинтересуются западные компании. В числе наиболее серьезных потенциальных конкурентов Алексей Кузьмин называет Amazon.com. "Качество приобретаемого товара не зависит от того, в российском магазине он покупается или нет", -- констатирует генеральный директор музыкального интернет-магазина Soundkey Соня Соколова.
Участники российского рынка полагают, что для успешного развития продаж цифрового контента в Интернете необходимо менять законодательство. Тем более что в международной практике уже есть удачные примеры защиты местных предпринимателей от иностранных конкурентов. "В Европе еще в 2003 году этот вопрос был решен кардинально: если нерезидент продает цифровой контент частному покупателю, он должен вложить в цену налог с продаж и заплатить его на территории Европы. Результат последовал незамедлительно -- нерезиденты-продавцы стали продавать через локальных агрегаторов-дистрибьюторов или становиться резидентами и платить местные налоги. Наверняка до аналогичного решения дойдут и наши законодатели", -- говорит Феликс Мучник.
По данным компании J'son & Partners, в 2008 году объем рынка цифрового контента в России составил 2,5 млрд долл. По их же прогнозу, к 2011 году объем рынка увеличится до 5 млрд долларов.
Подготовлено совместно с iToday.ru