|
|
N°20, 08 февраля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Морской закон
Российский сторожевик задержал подозреваемых в пиратстве
Российский сторожевой корабль «Неустрашимый», направленный к берегам Сомали для противодействия вылазкам пиратов, захватил катер, члены экипажа которого, вероятнее всего, причастны к нападению на судно «Ариэлла». Сигнал бедствия от балкера "Ариэлла", шедшего под флагом государства Антигуа, был получен утром в пятницу, 5 февраля. Радист судна оповестил всех, кто мог его услышать на «спасательной радиоволне», о том, что на борт поднялись шесть вооруженных чернокожих пиратов, предположительно сомалийского происхождения. Не имея на борту оружия для противодействия бандитам, экипаж корабля успел укрыться в трюме и забаррикадироваться. Сообщив об этом, радист также сумел скрыться в служебных отсеках, на палубе «Ариэллы» остались захватчики.
Моряки с патрулировавшего район ЧП корабля ВМС Дании «Абсалон» выслали для осмотра судна вертолет, который удостоверился, что в случае штурма судна экипаж останется в безопасности. Обычно военные не штурмуют корабли только из-за того, что черные пираты прикрываются заложниками как живым щитом. В данном случае, так как команде ничего не угрожало, боевая группа с датского корабля, лавировавшего в десяти морских милях от «Ариэллы», начала выдвижение на моторных резиновых лодках и атаковала пиратов сразу с трех направлений -- с обоих бортов и кормы.
Но когда датский морской спецназ высадился на палубу плененного судна, она была уже пуста. Пираты покинули корабль то ли сразу после появления военного вертолета, то ли увидев лодки с боевым десантом. Обычно пираты используют быстроходные катера с мощными двигателями, позволяющими развивать скорость, сравнимую со скоростями военных судов, а это не менее 60--70 км/ч. Пиратам удалось оторваться от датчан, и даже патрульный вертолет не смог обнаружить их.
Но в 80 милях от африканского побережья свою противопиратскую вахту нес российский сторожевой корабль «Неустрашимый». Погнавшись за пиратским катером, сторожевик недвусмысленно обозначил свои намерения предупредительным огнем и заставил пиратов лечь в дрейф, а затем подняться на борт для проверки. И хотя принадлежность захваченных к пиратскому сообществу сомнений не вызывает, доказать их вину будет непросто. При приближении военного корабля сомалийцы выбросили за борт весь свой арсенал, ведь в соответствии с морской конвенцией на борту гражданских судов можно иметь лишь охотничье оружие, да и то в зачехленном виде (в виде исключения капитан мирного судна может быть вооружен одним короткоствольным пистолетом с двумя обоймами). Именно поэтому гражданские суда становятся такой легкой добычей сомалийских пиратов, которые за прошлый год совершили десятки разбойничьих нападений, получив при этом в виде выкупа несколько миллионов долларов.
Судьба захваченных в «плен» африканцев будет решаться позже. Пока же "Неустрашимый" сопроводил "Ариэллу" подальше от опасных берегов. По данным интернет-издания "Морской бюллетень", экипаж балкера "Ариэлла" состоит из 25 человек, среди них семь граждан Украины, один словенец, 15 филиппинцев, индиец и болгарин. Владельцем судна, которое следовало из Севастополя в Индонезию, является словенская компания Splosna Plovba.
СКР "Неустрашимый" -- первый российский корабль под командованием капитана второго ранга Алексея Апановича, перед которым поставлена практическая задача борьбы с сомалийскими пиратами. Сама Сомали не способна справиться с проблемой пиратства, так как фактически перестала существовать как единое государство еще в 1991 году, с падением диктатора Сиада Барре. Федеральное правительство Сомали контролирует лишь часть столицы -- города Могадишо. Остальная территория Сомали разорвана на части военизированными группировками уголовного типа. Пиратский промысел для таких формирований является органичным способом зарабатывания денег.
Александр ЛИБЕРМАН