|
|
N°20, 08 февраля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Службы спасения
Если финансовый крах терпит клуб из главной хоккейной или футбольной лиги страны, это всегда становится косвенным ударом по репутации самой лиги. Именно поэтому лучшие мировые хоккейные и футбольные лиги по мере возможностей участвуют в спасении терпящих бедствие команд. В этом смысле истории с футбольным клубом «Москва» в премьер-лиге и тольяттинским клубом «Лада» в Континентальной хоккейной лиге становятся проверкой этих структур на цивилизованность.
Будем откровенны: ликвидация или насильственное понижение в классе ФК «Москва», от финансирования которого отказался «Норильский никель», не станет катастрофой ни для российского, ни для московского футбола. Болельщиков у этого осколка бывшего столичного «Торпедо» достаточно мало, история команды не слишком богата. Россия утратила или почти утратила куда более знаковые клубы, взять хотя бы призера чемпионатов страны волгоградский «Ротор». Куда более печальным фактом российского хоккея станет крах тольяттинской «Лады», чьи проблемы естественным образом связаны с сложной ситуацией на «АвтоВАЗе» и пока непроявившимися способностями владельца автозавода -- госкорпорации «Ростехнологии»: справляться с обстановкой в городе не то что в хоккейной команде. «Лада» команда со славной историей и многочисленными фанатами, в депрессивном Тольятти это едва ли не главная отдушина для десятков тысяч людей. Хотя в российском хоккее в недавние времена случались финансовые катастрофы -- самые памятные произошли с пермским «Молотом» и легендарным столичным «Спартаком», который, к счастью, достаточно быстро удалось воссоздать.
Разумеется, финансирование клубов такого уровня -- задача их владельцев и отчасти региональных властей. Скажем, потеря «Лады» в Тольятти, несомненно, нанесет политический ущерб как городским властям, так и администрации Самарской области. Но и наши профессиональные лиги, если они хотят стремиться к лучшим мировым образцам, должны иметь механизмы участия в судьбе терпящих бедствие команд.
В прошлом году на грани краха оказались сразу два клуба футбольной премьер-лиги -- «Химки» и «Томь». У подмосковных властей хватило ума не сливать в один клуб «Химки» и раменский «Сатурн». Но у «Химок» все равно не оказалось бюджета, способного удержать клуб в премьер-лиге. «Томь» спасал лично премьер-министр Владимир Путин, принудивший после открытого письма болельщиков клуба нефтяные и газовые компании профинансировать команду. КХЛ пока с дефолтом в клубах не сталкивалась, хотя финансовые проблемы в прошлом сезоне были даже у нынче одного из самых обеспеченных клубов страны -- столичного «Динамо», не хватило денег на КХЛ у воскресенского "Химика". На случай таких дефолтов у футбольной и хоккейной лиги должны быть хотя бы небольшие финансовые спецфонды, позволяющие ненадолго кредитовать клубы на время поиска спонсоров и инвесторов. Кроме того, лиги возглавляют люди с существенными лоббистскими связями (особенно это касается КХЛ, фактически созданной крупнейшей российской компанией «Газпром»). Поэтому КХЛ просто обязана подключиться к спасению тольяттинской «Лады» -- возможно даже как агент по поиску инвесторов. Если у «Ростехнологий» нет денег на команду, можно постараться найти заинтересованных бизнесменов. Правда, опыт переезда команд в другой город после смены владельца, широко практикуемый в НХЛ и НБА, здесь явно не подходит: принципиально важно сохранить клуб именно в Тольятти, где хоккей очень популярен.
Функции футбольной и хоккейной лиг как «служб спасения» очень важны для повышения их авторитета как у болельщиков, так и среди самих команд. При том, что правила проведения чемпионатов одинаковы для всех, а команды с самыми набитыми кошельками и влиятельными хозяевами не могут пользоваться никакими преференциями, руководство лиг не должно быть совершенно равнодушным к участникам турниров. Каждая команда, играющая в футбольной премьер-лиге или чемпионате КХЛ, своим развитием, игрой, манерой поведения руководства клубов и болельщиков создает имидж лиги в целом. При этом спортивный принцип ротации команд в открытой лиге, каковой является футбольная, или в закрытой хоккейной является единственно возможным. Именно поэтому Российская футбольная лига может поучаствовать в процессе спасения ФК «Москва», и только если попытка не увенчается успехом, заменять этот клуб на владикавказскую «Аланию» -- третьего призера прошлогоднего турнира в первом дивизионе.
Если каждый год даже одна российская команда высшего хоккейного или футбольного эшелона будет разоряться, это станет свидетельством слабости всей лиги в целом. Тем более что механизмы финансирования команд такого ранга у нас по-прежнему очень хрупки -- это либо заинтересованные региональные власти, прогибающие местных спонсоров, либо политическая нагрузка на крупнейшие компании. И в том и в другом случае финансирование скорее принудительное, чем добровольное.
Семен Новопрудский