Время новостей
     N°20, 08 февраля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.02.2010
Безъядерный мир для внуков
У России появилась новая Военная доктрина
Президент России Дмитрий Медведев в минувшую пятницу на совещании с постоянными членами Совета безопасности утвердил два важнейших документа: давно ожидаемую Военную доктрину и "Основы государственной политики в области ядерного сдерживания до 2020 года".

Военная доктрина -- один из основных документов стратегического планирования. Она представляет собой систему официально принятых взглядов на подготовку к вооруженной защите и саму защиту страны. По сути, это декларация о политике государства в области военной безопасности, объявляемая всему миру. Предыдущая, она же первая в новейшей истории России полноценная Военная доктрина была утверждена в 2000 году.

В новом документе среди основных задач Вооруженных сил России названы защита суверенитета страны, целостности и неприкосновенности ее территории, защита граждан России за пределами страны от вооруженного нападения, борьба с пиратством. «Мы ни на кого нападать не собираемся, но мы и не собираемся ждать того момента, когда нанесут по нам удар», -- сказал один из основных разработчиков новой доктрины, секретарь Совбеза Николай Патрушев.

В случае угрозы существованию России, если она подвергается агрессии со стороны другого государства, использующего ядерное оружие, или если против России осуществляется агрессия, ставящая под вопрос существование ее самой и ее союзников, может быть применено ядерное оружие. Это естественно, поскольку сегодня ни одно государство, обладающее ядерным оружием, не исключает возможность его применения. Хотя Россия и не приемлет никакого вооруженного конфликта, ни обычного, ни ядерного, недопущение их -- основа военной политики страны.

Среди основных внешних военных опасностей в новой Военной доктрине названо стремление «наделить силовой потенциал НАТО глобальными функциями», приблизить военную инфраструктуру стран альянса к границам России, в том числе путем расширения блока. В списке угроз названо создание и развертывание систем противоракетной обороны, милитаризация космического пространства, развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия. Несмотря на снижение вероятности развязывания против России крупномасштабной войны с применением обычных средств поражения и ядерного оружия, в доктрине сказано, что «на ряде направлений военная опасность РФ усиливается» и что не исключены «территориальные претензии к Российской Федерации и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела».

К угрозам отнесено распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий, увеличение количества стран, обладающих ядерным оружием, развертывание и наращивание военных контингентов иностранных государств на территориях стран, сопредельных с Россией и ее союзниками, распространение международного терроризма.

Основными внутренними военными опасностями в доктрине названы попытки насильственного изменения конституционного строя, подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности страны, дезорганизация функционирования органов власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры.

В документе отмечается, что многие региональные конфликты не урегулированы, есть тенденция к их силовому разрешению. Как ожидается, военные конфликты будут скоротечными, избирательными и с высокой степенью поражения объектов, быстротой маневра силами и огнем, применением различных мобильных группировок.

Вообще основных военных угроз России в доктрине названо много. Среди них резкое обострение военно-политической обстановки, создание условий для применения военной силы, воспрепятствование работе систем государственного и военного управления, нарушение функционирования стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики и других потенциально опасных объектов.

В этом списке фигурируют создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, демонстрация военной силы в ходе учений на территориях, сопредельных с Россией, с провокационными целями, активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств с переводом их органов государственного и военного управления на работу в условиях военного времени. Россия рассматривает вооруженное нападение на участника союзного государства или члена ОДКБ как агрессию и примет в этих случаях ответные меры. Названы и основные задачи развития военной организации государства. Это прежде всего совершенствование системы противовоздушной обороны, создание системы воздушно-космической обороны.

Есть в документе и некоторые новые положения, например о военном строительстве и военно-экономической составляющей. Приоритетами названы оптимизация штатной численности военнослужащих, рациональное соотношение соединений и воинских частей как постоянной готовности, так и предназначенных для мобилизационного развертывания.

Как прежде обещал Николай Патрушев, новая Военная доктрина будет открытой и доступной для ознакомления после подписания ее президентом. Об открытости второго документа, утвержденного президентом в эту пятницу, "Основ государственной политики в области ядерного сдерживания до 2020 года", речь не идет. Как предполагается, в нем детально расписано, как именно Россия намерена применить ядерное оружие в различных прогнозных ситуациях, которые также отражены в документе. Это своего рода план действий в критических для государства ситуациях.

Во время работы над новой Военной доктриной появлялись сообщения, что в Министерстве обороны есть генералы-"ястребы", которые предлагают применять ядерное оружие даже в безобидных ситуациях. Эти предположения вице-премьер Сергей Иванов назвал «чушью собачьей». «Российские генералы строго следуют политическим установкам», -- сказал он на 46-й Мюнхенской конференции по безопасности. Там же он уверил, что Россия потребует от США детальных разъяснений относительно планов размещения объектов американской ПРО в Румынии.

Как известно, президент Румынии Траян Бэсеску сообщил о согласии его страны на предложение США разместить на территории страны системы наземного и морского базирования "Иджис" с ракетами Standard Missile-3 (SM-3). Предполагается также размещение наземных систем слежения. Вашингтон подтвердил планы по размещению ракет, уточнив, что они направлены против "возможной угрозы" со стороны Ирана. Система начнет работать в 2015 году.

Россия проявляет озабоченность на этот счет. «Неясно, о какой инфраструктуре идет речь и о каких объектах, -- сказал Сергей Иванов. -- Если это как в Чехии (там США планировали разместить элементы системы ПРО. -- Ред.), то замена будет шило на мыло». Известно, что Румыния присоединилась к Конвенции Монтре, «которая жестко регулирует нахождение иностранных военных кораблей в акватории Черного моря». И непонятно, как действия США будут увязаны с этим документом.

Член общественного совета при Минобороны России, главный редактор журнала "Национальная оборона" полковник запаса Игорь Коротченко сказал «Времени новостей», что размещение в Румынии ракет-перехватчиков будет представлять реальную угрозу безопасности России, поскольку модернизированные противоракеты SM-3 могут обладать способностью перехвата и уничтожения российских межконтинентальных баллистических ракет на начальном участке траектории полета. Он напомнил, что в Пентагоне рассматривается возможность ввода в Балтийское, Черное и Баренцево море боевых кораблей ВМС США, оснащенных морской системой "Иджис".

Появление новой Военной доктрины России с ее «ядерным аспектом» повлияет, по всей видимости, на ход российско-американских переговоров по заключению нового договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ). Очередной, девятый по счету раунд начнется в Женеве сегодня. Вице-премьер Сергей Иванов уже заявил в Мюнхене, что новый договор может быть ратифицирован осенью. Ранее в качестве самого позднего срока стороны называли апрель.

России сложно вести переговоры о сокращении ядерного потенциала в то время, когда США активно работают над созданием системы противоракетной обороны, размещает системы защиты от средств доставки ядерных зарядов, которые есть у других государств, сказал г-н Иванов. Концепция «щита и меча» остается в силе. Надо учесть, что у Москвы и Вашингтона много планов по работе над другими соглашениями, ужесточающими режим нераспространения оружия массового уничтожения. В частности, США еще не ратифицировали договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

Кроме того, Россия намерена потребовать от США разъяснений относительно американского тактического ядерного оружия, размещенного в Европе. Напомним: начиная с 90-х годов прошлого века Россия на три четверти сократила собственное тактическое ядерное оружие и сосредоточила его на своей территории. Оно полностью изъято из войск и сосредоточено на специальных базах. Американское же тактическое ядерное оружие из Европы не выводилось, оно остается на территории семи стран континента.

Москва надеется, что начнутся переговоры и по новому договору о сокращении производства ядерных материалов, добровольному отказу от разработки элементов полного ядерного цикла. Откликаясь на предложение Барака Обамы о «глобальном ядерном нуле», Сергей Иванов полагает, что полная ликвидация ядерного оружия в мире возможна уже при жизни его внуков.

У многих аналитиков, отслеживающих ситуацию в сфере ядерного оружия, такое ощущение, что российская Военная доктрина, едва появившись на свет, уже устарела -- настолько быстро меняется ситуация в мире. Однако положения этого документа, уверяют в Совете безопасности России, могут уточняться с изменением характера опасностей и военных угроз, задач в области обеспечения военной безопасности и обороны, а также условий развития России.

Николай ПОРОСКОВ
//  читайте тему  //  Реформа вооруженных сил