|
|
N°20, 08 февраля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Протокол как общий враг
Россия и Запад разошлись в безопасности
В Мюнхене завершилась 46-я конференция по безопасности, которая собрала около 300 высокопоставленных политиков и экспертов из полусотни стран. Их охраняли 3700 полицейских, усилиями которых старый центр столицы Баварии в течение трех дней был похож на осажденную крепость.
Уровень представительства на этот раз был ниже, чем в предыдущие годы. В 2007 году тогдашний президент России Владимир Путин выступил на конференции с «мюнхенской речью», содержавшей критику политики Запада. В 2009-м здесь побывали французский президент Николя Саркози, вице-президент США Джо Байден и глава иранского парламента Али Лариджани. На этот раз в Мюнхене встретились генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен, президент Азербайджана Ильхам Алиев, афганский президент Хамид Карзай, бывший министр иностранных дел США Генри Киссинджер, а также командующий Международными силами содействия безопасности в Афганистане (ИСАФ) генерал Стэнли Маккристал. Российская делегация была представительной: вице-премьер Сергей Иванов, министр иностранных дел Сергей Лавров и некоторые другие чиновники.
Путь главы российского внешнеполитического ведомства в столицу Баварии лежал через Берлин. В пятницу в столице ФРГ после рабочей встречи с немецким коллегой Гидо Вестервелле он впервые озвучил позицию России в отношении намерения США разместить элементы противоракетной обороны (ПРО) в Румынии. Г-н Лавров заявил, что Россия ждет по этому вопросу исчерпывающих объяснений: «Любое государство не должно обеспечивать свою безопасность за счет других. На бумаге это провозглашено. Мы предлагаем это сделать нормой права».
Перед участниками мюнхенской конференции глава российского МИДа выступил с докладом о российской концепции договора о европейской безопасности. Президент Дмитрий Медведев выдвинул инициативу подписания подобного документа в июне 2008 года в Берлине. Г-н Лавров отметил, что Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) не справляется со своими обязанностями: «Едва ли можно назвать нормальной ситуацию, когда военно-политические реалии в Евро-Атлантике далеко отстали от современных экономических, технологических, торгово-инвестиционных и иных процессов». Поскольку провозглашенный принцип неделимости безопасности в рамках ОБСЕ и Совета Россия--НАТО «ограничивается лишь политическими декларациями», Москва предлагает заключить новый общеевропейский договор. По мнению Лаврова, лишь отказавшись от блоковых подходов «холодной войны» и вытекающих из них страхов по поводу «сфер влияния», можно будет обеспечить «новое качество взаимного доверия, которое так остро необходимо Европе в современных условиях».
Во время конференции западные представители с определенным раздражением отреагировали на новую российскую военную доктрину. По словам генсека Североатлантического альянса Расмуссена, она «не отражает реального мира» и «явно противоречит всем усилиям, направленным на улучшение отношений между Россией и НАТО». Глава госдепа США Хиллари Клинтон поучаствовала в полемике заочно -- в статье во влиятельной мюнхенской газете «Зюддойче Цайтунг» она отвергла российскую идею европейского договора о безопасности и призвала вместо этого укреплять ОБСЕ и Совет Россия--НАТО. Она также назвала расширение НАТО и ЕС «стимулом для стабильности и прогресса на всем континенте, включая Россию». Однако за содержательную дискуссию о российской инициативе высказался в Мюнхене глава МИД ФРГ Гидо Вестервелле, подчеркнувший важность стратегического партнерства с Россией не только для европейской безопасности, но и для решения глобальных проблем.
Большой неожиданностью для организаторов конференции стало участие иранского министра иностранных дел Манучехра Моттаки. Как заявил координатор встречи Вольфганг Ишингер, тот прибыл в Мюнхен по инициативе Тегерана. Это вызвало спекуляции о готовности Ирана пойти на соглашение с Западом в споре по поводу атомной программы. На это г-н Вестервелле заметил, что в последние годы в атомном вопросе Иран «лишь затягивал время, отвечая трюкачеством и введением Запада в заблуждение».
В кулуарах конференции состоялась встреча глав МИД России и Ирана, посвященная иранской атомной программе. Манучехр Моттаки шутливо напомнил, что есть «три вредные вещи: алкоголь, холестерин и протокол», заметив, что г-н Лавров пришел без галстука. На это россиянин ответил: «Если исключить первые две вещи, то у нас останется третий общий враг». В своем докладе на конференции российский министр подчеркнул право Тегерана на мирное использование атомной энергии, указав при этом на недопустимость легковесного отношения к иранской атомной программе, поскольку появление в Иране атомного оружия неприемлемо.
Юрий ШПАКОВ, Берлин