Польское харцерство уникальное явление в стране бывшего соцлагеря -- нечто среднее между пионерами и скаутами. Детское движение выжило в 90-е годы прошлого века благодаря огромному желанию взрослых сохранить эту "территорию детства". Харцерство не ринулось в политику в поисках денег, когда социализм сменился рыночной экономикой, а продолжило традицию зарабатывать малые деньги на малые нужды.
Знакомство с харцерами состоялось у нас в Гданьске во время обеда в маленьком ресторанчике в центре города. К нашему удивлению оказалось, что эта точка общепита принадлежит Дому харцера, в котором и находится. По коридорам ходили самые настоящие "пионеры", пришедшие на кружки и секции. В отличие от расположенного на той же улице Дворца молодежи, где все занятия с детьми коммерческие, с отрядами харцеров рисованием, танцами, музыкой, спортом занимаются бесплатно.
Циничный вопрос, а в чем здесь подвох, напрашивался сам собой. Современный московский родитель вряд ли поверит в существование в масштабах государства некоей благотворительной организации, бескорыстно развлекающей как детей младшего и подростково-трудного возраста, так и лицейскую молодежь. Однако после четырехчасового разговора с функционерами движения и "пыток" их каверзными вопросами выяснилось, что ни политические, ни религиозные организации своей идеологией харцеров не обременяют.
Финансирование организации складывается из трех источников: часть дает правительство по статье "летний детский отдых", часть -- местные власти на оплату коммунальных услуг и круглогодичное содержание административного персонала и недвижимости. Значительную часть средств харцеры зарабатывают сами. Этой последней части не было бы, если бы не колоссальный энтузиазм воспитателей, выросших из таких же харцеров и сделавших из харцерской романтики хобби на всю жизнь.
Союз польских харцеров (Zwiazek harcerstwa Polskiego), как официально называется харцерская организация, действует с 1918 года. Слово "харцер" происходит от названия польских гарцовников -- рыцарей, которые, выезжая вперед перед войсками, сражались в первом поединке. Первые группы польских харцеров возникли в 1910 году во Львове, который тогда входил в состав австрийской Галиции. Движение с самого начала носило милитаризованный характер. Подростков учили пользоваться оружием и ориентироваться на местности. Дети в те годы взрослели рано, и харцерство для них не было игрой: 1400 подростков отряда "Львовские орлята" защищали вместе со взрослыми город во время польско-украинской войны 1919 года.
В межвоенный период польское харцерство превратилось в мощное молодежное движение, насчитывающее к началу второй мировой войны порядка 250 тыс. членов. С захватом Польши фашистами в 1939 году харцерские организации были запрещены, а некоторые активисты арестованы и казнены. На собрании харцерских инструкторов в Варшаве было решено создать подпольную харцерскую организацию «Серые шеренги». «Серые шеренги» делились на три организации по возрастам: «зависша» (название дано в честь известного польского литературного героя) для младшего возраста, «боевые школы» для среднего и «штурмовые группы» для старшего возраста.
Младшие харцеры, среди которых были даже дети семилетнего возраста, помогали разведчикам, переносили корреспонденцию. Харцеры среднего возраста участвовали в акциях «малого саботажа» -- писали на стенах антифашистские лозунги, вывешивали польские флаги, распространяли листовки, срывали демонстрацию немецких фильмов. Штурмовые группы участвовали боевых акциях. Девушки-харцеры работали санитарками. Харцерские батальоны участвовали в Варшавском восстании 1944 года, жестоко подавленном нацистами. Сотни харцеров-связных были убиты.
После освобождения Польши Союз польских харцеров (СПХ) был восстановлен. Неминуемо вскоре движение оказалось под контролем Польской объединенной рабочей партии (ПОРП), которая включила СПХ в структуру Союза польской молодежи, максимально приблизив движение к пионерскому. Однако слить харцеров с пионерами так и не удалось, и обе организации весь советский период существовали параллельно. Уже в 1956 году СПХ был восстановлен под прежним харцерским названием. Малая толика пионерского у харцерской организации все же осталась, в частности девиз Czuwaj! («Будь готов!»). Этот девиз сохранился до настоящего времени.
К 1977 году союз имел свыше 2,7 млн членов, в том числе 100 тыс. инструкторов.
После распада советского блока и падения власти ПОРП в Польше численность харцеров резко сократилась, а от союза откололось несколько новых харцерских организаций.
Сегодня в Польше две большие организации харцеров и несколько маленьких. Ведущие -- Союз польских харцеров и Союз харцеров Речи Посполитой. Организации поменьше есть при костелах и общественных объединениях.
Союз польских харцеров состоит из зухов (zuch -- смельчак) -- детей 8--11 лет, младших харцеров (12--14) и старших харцеров (до 16 лет). Отдельно выделены "путешественники" -- это молодые люди до 25 лет. Базовой единицей является дружина, состоящая примерно из 20 человек. Каждая дружина имеет свой профиль, что отражено в ее названии и атрибутике. Наиболее часто встречаются дружины туристические, морские, рыбацкие, артистические, пограничные, следопытские, технические.
Вышедшие из харцеров по возрасту, но желающие связать с харцерством дальнейшую жизнь могут пройти курс "проводника" и получить первую ступень, звание инструктора. В дальнейшем можно повышать свой ранг, став, к примеру, хартсмитшем -- мастером. Административный рост возможен и дальше -- в качестве коменданта возглавить хуфец (территориальное подразделение в городе или воеводстве).
Вместе с детьми стараются привлечь к харцерскому движению и их школьных учителей, особенно если речь идет о деревнях. "В городе нет проблем с набором инструкторов, есть проблемы в малочисленных поселках, -- признается комендант хоронгви Гданьска (хоронгвь объединяет харцеров Поморского воеводства) Богдан Межевский. -- Иногда приходится решать проблему так: если нет постоянного инструктора на месте, из города по выходным приезжает командированный инструктор".
Для современных детей боевое прошлое харцеров не более чем легенда. И тем не менее в Польше сегодня около 200 тыс. харцеров, в Поморском воеводстве -- 5 тыс. Это не "мертвые души" для разового показательного мероприятия, парада или марша. Это реальные дети, с которыми педагоги-инструкторы во внешкольное время занимаются на ежедневной основе. "Конечно, сегодня в наших рядах детей не так много, как было в прежние времена, -- признается Богдан Межевский. -- Но в отношении этих детей можно быть уверенным, что государство и общество выполняют свою воспитательную функцию". В 90-е годы вместе со значительной утратой государственного финансирования движение потеряло многих участников: госфинансирование, как ни крути, ключевой момент в популяризации подобных организаций. Взамен, впрочем, харцеры получили некоторых новых участников, ведь в социалистические времена у части поляков из сильно религиозных семей харцерство ассоциировалось с пропагандой коммунизма. Теперь это только досуг -- без каких-либо ассоциаций.
Среди инструкторов-воспитателей есть даже те, кому приходилось в прошлом убеждать родителей разрешить детям посещать харцерский отряд. «Еще в 80-е годы приходилось беседовать с отцами, запрещавшими своим ребятам приходить к нам, -- вспоминает один из самых титулованных харцерских инструкторов Гданьска Анджей Стужец. -- Вы учите детей коммунизму, говорили они. Я отвечал: нет, я учу детей походным навыкам, умению видеть природу».
Младших школьников сегодня привлекают в отряды бесплатными занятиями в кружках, детей постарше -- походной романтикой, лагерями, палатками и вечеринками. «Дети играют во взрослую жизнь, примеряют на себя занятия взрослых, испытывают себя взрослыми обязанностями в экстремальных условиях в походе, и это им интересно», -- поясняет г-н Межевский.
Большая часть зимней жизни харцера состоит из подготовки к летней поездке. Поляки любят путешествовать по своей стране, благо расстояние от своего Балтийского моря до своих Карпатских гор у них небольшое; а дети путешествовать любят особенно. Финансирование летнего отдыха проходит по отдельной статье государственного бюджета. Удельный вес детских лагерей на душу населения в Польше значительно выше, чем в России. Воеводские харцерские организации ходатайствуют о выделении необходимой им суммы денег, мотивируя свои запросы количеством планируемых мероприятий. Для доказательства того, что дети, под которых выделяют деньги, действительно есть и что они организованы в дружины и отряды, а не просто представлены неким списком школьников, проводятся общепольские харцерские съезды и слеты.
На слетах дружина может получить поощрение -- отличительный знак. Чем больше таких знаков, которые пришиваются на форму как значки-нашивки, тем выше престиж дружины. К слету отряд должен подготовить коллективный отчет. К слету-2010, который состоится в Кракове, дружины готовят работу о родном крае и своих занятиях по изучению истории, этнографии и природы. Те дружины, что в прошлые годы уже готовили такой материал, должны подготовить отчет о море и своей предстоящей поездке туда.
Помимо коллективных достижений дети, входящие в дружину или отряд, должны представить на съезде индивидуальные проекты. Каждый делает отчет о том, что он научился делать за прошедший период, например играть на музыкальных инструментах или печь пироги.
В Польше на музыкальных инструментах играют практически все дети. Поэтому среди харцеров нередко встречаются полноценные музыкальные коллективы. Перечень навыков, которые должен приобрести харцер и которые могут быть оценены знаком отличия, не произвольный, а установлен Союзом харцеров. Знаки отличия наборные -- это либо нашивки, либо значки на подкладках, подкладки разного цвета в зависимости от уровня достижений.
В индивидуальном обучении, будь то секция по боксу или студия юных поэтов, кружок иностранного языка или курсы игры на гитаре, как подчеркивает Богдан Межевский, и состоит образовательная функция харцерства. "Мы не исповедовали хождение строем, мы всегда говорили, что дружина -- это команда, состоящая из индивидуальностей, где каждый имеет ту степень уважения и такие знаки отличия, которые заслужил собственными достижениями, и в этом наше большое отличие от классических советских пионеров, -- размышляет г-н Межевский. -- Это позволило харцерству выжить в 90-е годы, и это привлекает сейчас детей".
"Секрет живучести нашего движения также и в том, что мы никогда не полагались на финансирование государства или политических движений, поэтому были избавлены от руководящей роли государства в той степени, в которой эта руководящая роль присутствовала в Советском Союзе в отношении пионерской организации", -- говорит Богдан Межевский.
«В Советском Союзе пионерская организация была велика и сильна, но изначально она позиционировалась как коммунистическая и стопроцентно финансируемая государством и правящей партией. У харцеров же исторически все было нацелено на поиск денег и возможностей эти деньги заработать, -- напоминает Богдан Межевский. -- Даже в социалистическую эпоху, когда харцерам выделялись очень неплохие деньги от государства, способность искать деньги самостоятельно движение не утратило. Когда в 90-е годы наше госфинансирование сократили, мы еще более настроились на поиск средств, и в этом состоит секрет живучести нашего движения».
Есть харцерские дружины, которые поставили свой летний отдых на самоокупаемость. Поездку в лагерь обычного польского ребенка, если он не харцер, оплачивают совместно государство, воеводские или городские власти и родители. Есть харцерские команды, в основном из старших школьников, которые могут самостоятельно обеспечить себе летний отдых на собственноручно построенном судне. По словам харцерских функционеров, есть команды численностью от 15 до 60 человек, которые, собрав «первоначальный капитал» в 1000 злотых (примерно 10 тыс. руб.), закупали материалы и под руководством инженеров верфи строили свои небольшие парусные яхты. Эти же яхты они могут сдавать в аренду другим детским лагерям, когда не пользуются ими сами. Старшие харцеры могут зарабатывать в «стройотрядах» на местных предприятиях. Дети помладше зарабатывают, пакуя продукты в пакеты в гипермаркетах, отвозя тележки, устраивая лотереи, ярмарки или концерты. К праздникам харцеры пекут
торты и пирожные, распродавая их в школах и в других людных местах. К национальному празднику -- Дню поминовения усопших, отмечаемому 1 ноября, -- харцеры изготавливают и продают свечи, которые по традиции горожане ставят на могилы своих родственников.
Родители в Польше воспитывают в детях уважение к малым деньгам, заработанным собственным трудом. В современном ребенке, чьи карманы набиты портативными дорогостоящими электронными игрушками, такое уважение взрастить очень сложно. И у отдельно взятого ребенка вряд ли в такой ситуации будет стимул зарабатывать гроши. Возможность же зарабатывать вместе как раз и создает командный дух, когда совместно заработанная сумма достаточно велика и позволяет купить довольно дорогую вещь для совместного пользования -- спортивное или походное снаряжение или инструмент для детской рок-группы. Некоторые харцерские команды имеют свои небольшие магазинчики. Однако при стационарной торговле с харцерских заработков взимается НДС (в Польше VAT), как с обычного бизнеса -- 22%. Харцерский общепит облагается, как ресторанный бизнес, 7-процентным НДС.
Харцерство никоим образом не сводится лишь к играм и заработку. Государство выделяет на харцерство деньги как на воспитательную структуру. Для того чтобы войти в отряд харцеров, нужно соблюсти определенный ритуал и показать знание тех морально-этических норм, выполнение которых обязательно для каждого воспитанного ребенка. Пункты клятвы самых младших, зухов, довольно стандартны -- зух должен быть правдив, старателен, уважителен. В клятве зуха есть также и более актуальные пункты для этого возраста: харцер чист в помыслах, поступках и языке, не курит и не пьет.
Харцерство пустило очень глубокие корни в жизнь польского общества. Дети зарабатывают деньги не столько потому, что имеют сверхспособности к бизнесу, а благодаря благосклонному отношению к этому в обществе. Сами поляки этого не видят и не осознают, полагая, что так должно быть само собой; доброе отношение к детям замечают приезжие.
«Люди невероятно охотно дают деньги детям, которые стараются заработать, продавая поделки, газеты и выпечку, помогая заправить машину на бензоколонке или же паковать продукты в магазинах. Видя столики с харцерскими товарами, очень многие остановятся и купят безделушку ради уважения к детскому труду», -- подтверждают в один голос российские эмигранты, привыкшие в России к тому, что детей, стремящихся заработать, считают «побирушками».