Директор-распорядитель Международного валютного фонда, ветеран французской политики Доминик Стросс-Кан еще не отказался от планов занять Елисейский дворец. Вчера в одном из интервью на вопрос о своих президентских амбициях он ответил, что пока полностью сосредоточен на работе в МВФ. «Но если вы спрашиваете меня, мог бы я при определенных обстоятельствах вернуться к этому вопросу (об участии в выборах. --
Ред.), ответ -- да, я мог бы вернуться к этому вопросу, -- сказал он и добавил: -- Повторяю, мой ответ -- да, но при определенных обстоятельствах. Сейчас этот вопрос не стоит ни перед одним из потенциальных кандидатов на президентских выборах. Поэтому нет никакого резона задавать его мне. Вы должны понять, что я не могу ответить на этот вопрос сегодня».
Заставить «вернуться к этому вопросу» г-на Стросс-Кана могут по меньшей мере два соображения: во-первых, он всегда стремился занять президентский пост, а во-вторых, у него по-прежнему довольно высокий рейтинг популярности на родине, где социологи его даже включают в списки потенциальных кандидатов в президенты. Не стоит забывать и о том, что работа в МВФ стала для г-на Стросс-Кана фактически побочным следствием его внутриполитической карьеры. В 2006 году он, будучи уже много лет одним из лидеров Социалистической партии,
проиграл право баллотироваться в президенты Сеголен Руаяль, а та в свою очередь на выборах уступила Николя Саркози. А летом 2007 года Саркози решил убрать с политического «рынка» популярного Стросс-Кана и силой всей своей энергии организовал его назначение в МВФ.
К тому моменту Стросс-Кан еще не растерял предвыборный азарт, и это придало процессу назначения главы МВФ новое качество. До тех пор никогда претендент на этот пост не колесил по миру, встречаясь с десятками глав государств -- кого-то очаровывая, кого-то задабривая, с кем-то торгуясь. Как известно, на Москву его дипломатические достоинства особого впечатления не произвели, и российские власти тогда попытались придать процессу демократический характер, выдвинув собственного кандидата. Тем не менее дорогостоящая PR-кампания увенчалась успехом. Скорее всего она недешево обошлась французским налогоплательщикам, но для Саркози и Стросс-Кана цена была приемлемой -- один убрал конкурента, а другой получил неплохую стартовую площадку для возвращения в национальную политику. После того как Хорст Келер в 2004 году сменил пост главы МВФ на кресло президента Германии, главную международную финансовую организацию стали рассматривать и в таком карьерном ракурсе. Во всяком случае о претензиях на национальное лидерство говорили и применительно к следующему главе МВФ -- испанскому маркизу Родриго де Рато (ему, впрочем, не удалось вернуться в большую политику).
Отправляясь жить и работать в Вашингтон на пятилетний срок, Доминик Стросс-Кан, разумеется, не предполагал, что буквально спустя год мир окажется ввергнут в полномасштабный экономический кризис, и МВФ, как и десять лет назад, будет в центре борьбы с этим кризисом. Он провел сокращение бюджета фонда (в том числе и десятипроцентное сокращение штата), а в остальном жил прежней жизнью: по старой памяти заезжал во Францию на конференции Соцпартии (контракт директора-распорядителя МВФ запрещает участие в политической деятельности, но Стросс-Кан оправдался тем, что не читал соответствующий пункт) и заводил интрижки (этого контракт не запрещает, но одна из таких историй стала достоянием общественности и предметом внутреннего расследования в МВФ).
Забавно, что теперь, говоря о перспективах Стросс-Кана во Франции, его слабым местом называют то же, что и два с половиной года назад, перед его приездом в Вашингтон, -- «настойчивость» по отношению к прекрасному полу. В прессе даже появились утечки о том, что глава МВФ во время последнего саммита G20 лично обвинил г-на Саркози в том, что президент Франции подогревает слухи на эту тему. Так ли это на самом деле, неизвестно, но вот утечка о таком разговоре скорее всего действительно произошла из окружения президента.
Какими бы ни были слабые места Доминика Стросс-Кана, его сильное место -- рейтинг. Как потенциальный кандидат в президенты от социалистов он обгоняет даже первого секретаря партии: по опросам, на выборах его готовы поддержать 23%, а г-жу Мартин Обри -- 20%. Газета Liberation со ссылкой на свои источники в Соцпартии сообщает, что первичные внутрипартийные выборы, на которых будет определен кандидат в президенты, состоятся «с мая до конца 2011 года, но скорее всего летом». Пока что Стросс-Кан говорит, что «восторгается» работой г-жи Мартин Обри на посту первого секретаря партии. Le Monde в этой связи отмечает: «Пока еще сторонники Мартин Обри и Доминика Стросс-Кана обмениваются любезностями, но сам Стросс-Кан уже не может не понимать, что эти любезности играют на руку его будущей сопернице».
Скорее всего «любезности» решающей роли не сыграют. Через год Доминик Стросс-Кан будет считаться героем кризиса, и довольно многие влиятельные страны предпочтут поддержать такой его имидж, чтобы избавиться от француза в МВФ.