|
|
N°117, 04 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Прямой наводкой
Швейцарским диспетчерам придется ответить за катастрофу Ту-154
Картина гибели российского пассажирского самолета Ту-154 «Башкирских авиалиний», в ночь на вторник столкнувшегося в небе над Германией на 12-километровой высоте с грузовым «Боингом-757» компании DHL, вчера, наконец, начала проясняться. В первые сутки расследования трагедии, унесшей жизни 71 человека, включая 52 детей из Башкирии, заинтересованные стороны - власти и эксперты России, Германии и Швейцарии (чьи диспетчеры в последние минуты «вели» разбившиеся самолеты) - вели себя нервно, занимаясь взаимными обвинениями. Руководство диспетчерской службы Цюриха утверждало, что именно русские пилоты совершили ошибку, несколько раз проигнорировав приказ с «земли» снизиться, а кто-то даже запустил слух, что пилоты Ту-154 вообще плохо знали английский язык. Руководитель Госслужбы гражданской авиации (ГСГА) Александр Нерадько и глава «Башкирских авиалиний» Николай Одегов в ответ прямо обвинили в происшедшем швейцарцев, по их мнению, просто «проворонивших» двигавшиеся навстречу друг другу два самолета, представлявших в огромном воздушном пространстве две маленькие точки. Г-н Нерадько даже привел оперативно сделанную математическую выкладку, согласно которой теоретическая вероятность случайного столкновения «Боинга» и Ту-154 составляла «10 в минус 16-й степени».
По мере того, как вчера стали появляться первые результаты расследования, эмоции утихли, и эксперты стали оперировать более достоверными данными. Официально их никто комментировать не решался, но стало очевидно, расклад сил в российско-швейцарском споре кардинально изменился. После предварительной расшифровки записей переговоров экипажей с наземными службами и речевых «черных ящиков», о «непонятливости» пилотов Ту-154 уже никто не заикался. А один из руководителей швейцарской диспетчерской службы Skyguide Тони Мааг сбавил тон и фактически признал возможность того, что одной из причин аварии могла быть ошибка их сотрудников. В результате вместо обвинений эксперты сосредоточились на поисках ответов к многочисленным вопросам «почему?», возникших после расшифровки записей. Причем, у российских специалистов таких «почему?» вчера к вечеру набралось намного больше, чем у швейцарских коллег. Почему самолеты изначально оказались в одном эшелоне, почему за ними вместо положенных по международным правилам двух диспетчеров в Цюрихе следил только один? Почему экипаж «Боинга» без разрешения наземных служб самовольно пошел на снижение и т.д. Представители Skyguide продолжали держать оборону, но в ответ смогли представить лишь один серьезный «почему?» - почему российские пилоты на 20-25 секунд промедлили с выполнением приказа о снижении.
Вчера же выяснились и другие, менее загадочные обстоятельства аварии. Так, оказалось, что в ночь на вторник инженеры Skyguide отключили наземную локационную систему предупреждения столкновения самолетов в воздухе для замены компьютера. Специалисты всегда проводят профилактику локационного оборудования ночью, во время наименее интенсивного самолетного движения. В результате два диспетчера службы воздушного контроля аэропорта Цюриха работали без вспомогательного радара, вручную. Представители Skyguide вчера заявили, что нарушения в это не было, так же как и в том, что один из диспетчеров отошел отдохнуть. Но, российские эксперты прямо сказали, что тем самым были нарушены международные правила ИКАО, которые обязывают во время дежурства находиться за пультом не менее двух человек.
К тому же, когда диспетчер заметил, что оба самолета оказались «на одном эшелоне» с пересекающимися трассами полета, до столкновения оставалось 13 минут. Однако команда российскому самолету была дана только через 12 минут -- до столкновения лайнеров оставалось всего 50 секунд. Пилоты Ту-154 начали снижение с высоты 12 тыс. метров до 11300 метров, когда до столкновения оставалось 25 секунд, которых уже явно было недостаточно. По мнению экспертов ЛИИ им. Громова, летчику для маневра необходимо от 40 до 60 секунд, в данном жу случае пилотам Ту-154 надо было сделать несколько нехитрых, но отнимающих время операций -- отключить автопилот и т.д.
Расшифровав «черные ящики» «Боинга», специалисты выяснили, почему «грузовик» начал снижение одновременно с Ту-154. Оказалось, что у него сработала автоматическая система обнаружения и уклонения от столкновения с самолетом (ТКАС). Компьютер «Боинга» выдал летчикам инструкцию на снижение, которую они и выполнили, хотя не согласовали маневр с диспетчерской службой, что является грубейшим нарушением правил ИКАО.
Вчера же к расследованию авиакатастрофы на месте, в районе Боденского озера, подключилась группа российских специалистов Межгосударственного авиационного комитета во главе одним из его руководителей Леонидом Каширским. По их словам, немецкие власти разрешили после завершения обработки данных самописцев «Ту-154» забрать их в Москву. Планируется, что именно на базе МАК инженеры уточнят параметры курса «Ту-154» перед катастрофой.
На месте же аварии -- обломки оказались разбросаны на территории диаметром 50 км -- группы немецких спасателей, солдат и добровольцев продолжали поиски тел погибших. Пока удалось обнаружить только 42 тела, среди которых опознаны лишь 2 пилота почтового «Боинга». Никого из пассажиров российского лайнера пока опознать не удалось. Немецкие власти надеются, что это помогут сделать родственники, которые сегодня прилетают в Германию.
Александр РАСКИН, Виктор ПАУКОВ