|
|
N°19, 05 февраля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дети Райха
В Москве впервые исполнили Двойной секстет живого американского классика
Московский Credo-квартет (образован в Консерватории в 2000 году), давший в столице за неделю целую серию концертов, примечателен тем, что активно включает в репертуар не только Моцарта, Бетховена, Брамса, Шумана и Дворжака, но и более поздних авторов -- Уолтона, Шнитке, Канчели, Десятникова. Это при том, что сам жанр квартета для фортепиано, скрипки, альта и виолончели (по умолчанию -- фортепианный квартет), весьма востребованный в XIX веке (достаточно вспомнить три фортепианных квартета Бетховена и Брамса), в XX столетии убавил в популярности. Композиторы, интересовавшиеся тем, чтобы разнообразить звучание, часто заменяли струнные духовыми. Тем не менее репертуарная линия Credo эффектно обрисовывает XX--XXI века. Один из концертов московской серии (в Камерном зале Филармонии) был целиком посвящен новейшей музыке российских авторов: от Леонида Десятникова и Павла Карманова до исполняемых значительно реже Кузьмы Бодрова и Дениса Калинского.
Карманов вообще едва ли не визитная карточка Credo. В ноябре 2008 года квартет с немалым резонансом исполнял два новых сочинения (его и британца Криса Виллиса) в туре по Лондону, Оксфорду и Кембриджу (см. «Время новостей» от 2 декабря 2008 года). Cambridge Music Карманова к восьмисотлетию Кембриджского университета, теперь прозвучало в Москве на концерте Credo в Камерном зале Дома музыки.
Однако первое отделение все-таки было отдано опусу XIX века, хоть и малоизвестному, -- Фортепианному квартету Эрнеста Шоссона (1897). Сочинение не относится к числу популярных у композитора, и без того не слишком часто исполняемого. В отличие, например, от его же Поэмы для скрипки с оркестром, написанной за год до квартета, или Концерта для фортепиано, скрипки и струнного квартета (1889--1891). По звучанию, настроению и структуре опус кажется повторением не самых ярких частей фортепианных квартетов Брамса, хотя от Третьего квартета немецкого композитора французский квартет отделяет 22 года. Романтические переживания, две первые части более медленные, две последние более быстрые, постепенный рост напряжения к финалу -- все воспринимается сейчас как хорошая салонная музыка. Публика, разумеется, слушала ее благосклонно -- настолько, что аплодировала не только в перерывах, но и в самый кульминационный момент четвертой части, когда скрипка (Ася Соршнева) понемногу затихает в одиночестве, с тем чтобы после цезуры ее подхватили остальные инструменты.
Во второй части концерта Gredo отправился в XXI век. Открывший отделение квартет Cambridge Music, как и другие сочинения Карманова, не сложен для восприятия. Написанная в светлых тонах музыка летит, как снег в рождественских мультфильмах (другой вариант названия -- «Рождественская музыка»). Вьюгу имитируют скрипка, рояль (Наталия Злобина) и альт (Дарья Филиппенко); виолончель (Ольга Демина) создает для полета своеобразный мотор. В кульминационные моменты к живому звучанию эффектно добавляется фонограмма с колокольным звоном.
Для исполнения еще одного произведения убежденного минималиста (точнее, репетитивиста) Карманова, Get In!! (2005), посвященного рождению сына, понадобилась смена состава: оно написано для скрипки, виолончели, флейты (Марина Волкова), кларнета (Данила Мусихин) и ударных (Дмитрий Щелкин). Такие проекты музыкантов Credo с коллегами условно называются ICQ, что расшифровывается либо как International Credo Quartet, либо в соответствии с каламбурным происхождением названия соответствующей программы обмена сообщениями I seek you, то есть «Я (квартет) тебя ищу».
Главной же находкой «поисковой» программы концерта стала российская премьера Двойного секстета для фортепиано (Ксения Башмет), скрипки, виолончели, флейты, кларнета и вибрафона патриарха минимализма Стива Райха.
Сочинения Райха, построенные на столкновении и калейдоскопической смене схожих рисунков, в Москве редки -- их можно услышать разве что на концертах Ансамбля Пекарского и его солистов (Дмитрий Щелкин -- один из них) или пианиста-экспериментатора Петра Айду. Исполнение Двойного секстета в Москве состоялось благодаря энтузиазму Аси Соршневой (идею же предложил ей как раз Павел Карманов). Двойным секстет является потому, что музыканты играют одновременно с записью, сделанной ими же, это один из фирменных приемов Райха. Легкости и светлых красок, преобладавших в сочинениях Шоссона и Карманова, здесь мало: основное ощущение, проходящее через весь Двойной секстет, -- тревога. До отчаяния не доходит, но напряжение сохраняется до конца. Резкую пульсацию, на которой держится секстет, обеспечивают рояль и вибрафон; на ее фоне то протяжно, то отрывисто звучат голоса остальных инструментов.
Премьера раритета с безупречной международной репутацией прошла без запинки. Публика вспомнила, что Стив Райх -- композитор, признанный и исполняемый не только в США (за Двойной секстет 2007 года он, к слову, получил Пулитцеровскую премию), но и во многих других странах. И пожалела, что Россия к их числу пока не относится.
Григорий ДУРНОВО