|
|
N°17, 03 февраля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В стране восходящей нефти
На рынках Дальнего Востока возник ажиотажный спрос на российское «черное золото»
Нефть на мировых торговых площадках дорожает второй день подряд. Поддерживает рост котировок в том числе прогнозируемое сокращение запасов нефтепродуктов в США. Но большой спрос на нефть и дистилляты не только в Новом Свете, но и в Азии. По данным источников на восточных сырьевых рынках, крупнейшие потребители региона, такие как Китай, Япония и Южная Корея, активно скупают российскую нефть. Некоторые эксперты полагают, что если такая тенденция сохранится, то российские поставщики могут потеснить ближневосточных на азиатском рынке.
С декабря, когда начались поставки по трубопроводу ВСТО, потребители стали проявлять повышенный интерес к российской нефти East Siberian-Pacific Ocean (ESPO). По данным источников Reuters, такие крупные переработчики сырья, как японское подразделение ExxonMobil и южнокорейские GS Caltex и SK Energy, скупили половину всех январских поставок. Причем, как полагают эксперты, это далеко не предел, и если интерес к российским предложениям проявит Китай, то проблемы со спросом могут возникнуть у продавцов, предлагающих нефть того же качества, что и «Сургутнефтегаз», ТНК-ВР и «Роснефть». В частности, речь идет об одном из крупнейших поставщиков Омана.
Как полагают опрошенные «Временем новостей» эксперты, такая популярность российских углеводородов вполне объяснима. «Дело не только в качестве нефти, но и в благоприятных налоговых условиях экспорта (позволяющих российским поставщикам предлагать азиатским потребителям выгодную цену), и в логистических возможностях. Все это является очень удобным при планировании поставок», -- считает начальник отдела инвестиционного анализа УК «Универ» Дмитрий Александров. Он пояснил, что российская нефть с Дальнего Востока может поставляться как по трубопроводам, (например, в Китай), так и танкерами (в Японию и Южную Корею). «Нет волатильности по времени доставки сырья. Удобное транспортное плечо позволяет избежать проблем, связанных со штормами во время длительной транспортировки по морю и загруженностью проливов. Тариф на прокачку по трубе фиксирован на весь год, стоимость же фрахта танкеров (индекс WS) котируется ежедневно», -- сообщил эксперт, напомнив, что этот индекс может меняться на порядок. Так, если сейчас изменение составляет около 40% от фиксированной начальной ставки, то еще два года назад оно было равно 200%.
В то же время г-н Александров заметил, что российское сырье не сможет заменить ближневосточное. «Даже если объем поставок будет резко увеличен, удастся занять не более 10--11% дальневосточного рынка. Проектная мощность ВСТО -- 30 млн тонн. Даже с учетом возможного увеличения прокачки до 80 млн тонн никого вытеснить не удастся, поскольку совокупный объем потребления Кореи (110 млн тонн), Японии (240 млн) и Китая (400 млн) составляет около 750 млн тонн нефти в год», -- пояснил эксперт. Более того, в пятилетней перспективе потребление нефти в регионе достигнет, по прогнозам аналитиков, 890 млн тонн (в основном за счет роста спроса со стороны Поднебесной), и доля российских поставщиков может даже сократиться. Впрочем, это уже будет зависеть от интенсивности освоения новых месторождений в нашей стране.
Петр ГЕЛЬТИЩЕВ