|
|
N°17, 03 февраля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Обратный билет
Власти признали «технической ошибкой» резкое повышение платы за проезд в электричках
Скандал из-за резкого подорожания проезда на электропоездах в Москве и Подмосковье, разразившийся в начале года, вошел в новую фазу. Под давлением общественности власти двух соседних регионов и собственно поставщики транспортных услуг из ОАО «Российские железные дороги» решили пересмотреть тарифную политику. О предстоящем снижении платы за проезд вчера «Времени новостей» заявили и в столичной мэрии, и в правительстве Московской области. Примечательно, что в поиске виновников «технической ошибки» -- а именно так сами чиновники называют введение с января платы за въезд из области в Москву -- представители администраций и железнодорожной компании пеняют друг на друга.
Анонсированное вчера изменение тарифов явно упреждающий шаг властей, направленный на предотвращение социальных протестов москвичей и жителей Подмосковья. О нарастании напряженности вблизи перронов, с которых отправляются пригородные поезда, свидетельствует огромное количество жалоб, поступавших как чиновникам, так и правозащитникам. Причем количество уже переросло в качество -- Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) сначала обратилось с жалобой на рост тарифов в Генпрокуратуру, а затем и самостоятельно подало в суд на транспортного монополиста.
Как поясняют в ОЗПП, пассажиры еще в начале января были неприятно удивлены существенным увеличением с нового года платы за проезд в электропоездах. Однако настоящий шок в обществе вызвала появившаяся в конце первого месяца года информация об истинных причинах подорожания. Дело в том, что согласно новым правилам регулирования цен на билеты на электрички территория Москвы стала обособленной транспортной зоной. И при въезде в город с пассажиров стали брать дополнительную плату. «Теперь за одну зону в Подмосковье пассажиру нужно заплатить 16,5 руб. и прибавить за пересечение границы с Москвой еще 26 руб. Для сравнения: в 2009 году одна зона проезда стоила 14 руб. вне зависимости от пересечения границы Москвы и Подмосковья», -- разъясняли защитники прав потребителей. Как заявил вчера «Времени новостей» руководитель ОЗПП Геннадий Аншаков, из-за введения этой своего рода «московской железнодорожной визы» проезд на отдельных направлениях движения электропоездов подорожал в 3--5 раз. По мнению правозащитников, цены доведены до такого уровня, что грозят не только увеличением безбилетных пассажиров, но и социальным бунтом.
Брать на себя ответственность за это железнодорожники отказываются. Согласно размещенной на официальном сайте МЖД информации, транспортный монополист действовал исключительно в соответствии с тарифными регламентами, утвержденными правительствами двух регионов. В частности, в декабре прошлого года правительство Московской области приняло постановление, согласно которому стоимость разового билета, приобретаемого в Подмосковье, при проезде по соседней территории определяется «путем суммирования стоимости проезда». Столичные власти в свою очередь выпустили документ, устанавливающий с 1 февраля 2010 года тариф на железнодорожные перевозки «в пределах города Москвы независимо от дальности поездки» в размере 26 руб. То, что билеты за проезд по Москве стали продавать по новым ценам уже с начала года, железнодорожники объясняют также соответствующим распорядительным письмом, поступившим из мэрии. «Такой порядок согласования обусловлен действующим совместным распоряжением правительства Москвы и Московской области об индексации тарифа на проезд в электропоездах в пределах Москвы на уровне тарифа на проезд на метрополитене», -- говорится в официальном сообщении МЖД.
Как рассказали «Времени новостей» в комплексе экономической политики и развития Москвы, железнодорожное сообщение на территории города раньше действительно делилось на две-три транспортные зоны и, по сути, составляло часть зонального деления Подмосковья. Соответственно цена проезда на электропоездах внутри столицы была сопоставима с зональными тарифами соседнего региона. «При смене тарифа получилось так, что зоны отменили», -- уверяют столичные чиновники, называя это не более чем «технической ошибкой» при расчетах. «Реакция общественности дала понять, что есть нестыковка», -- признают в мэрии.
Вчера почти весь день шел процесс корректировки тарифной политики. После продолжительных переговоров руководство ОАО «РЖД», власти Москвы и Подмосковья согласовали наконец новый регламент применения тарифов на пригородные электропоезда, курсирующие по регионам. Первый вице-президент компании РЖД Вадим Морозов, руководитель комплекса экономической политики и развития Москвы Юрий Росляк и министр транспорта Московской области Петр Кацыв подписали протокол совместного решения. Согласно этому документу стоимость проезда пассажира железнодорожным транспортом пригородного сообщения из города Москвы в Московскую область или обратно определяется «с учетом зонной тарификации». Кроме того, «стоимость проезда в одной зоне в городе приравнивается к тарифу на проезд в одной зоне, действующему на территории области».
Как утверждают в мэрии, Москва разослала своим соседям и железнодорожникам письма с рекомендацией «заморозить действующие цены» на период, который потребуется для технологического перехода к новым тарифам. В МЖД пообещали обеспечить единовременный технологический ввод в действие зонного принципа тарификации при въезде в столицу и выезде из нее в кратчайшие сроки. Работы по перепрограммированию билетопечатающей техники пройдут в ночь на 6 февраля. Видимо, с этого времени и изменится система оплаты проезда. Например, сейчас стоимость проезда от станции Выхино до Люберец составляет 42,5 руб. (26 руб. за проезд по Москве от Выхина до Косина плюс 16,5 руб. за одну зону по области от Косина до Люберец). После внесения изменений стоимость проезда от Выхина до станции Люберцы будет стоить 16,5 руб. (проезд по одной зоне, от 2-й до 3-й).
Примечательно, что в областном министерстве транспорта еще до того, как стало известно о достигнутом соглашении, комментировать новые тарифные регламенты не стали, сославшись на то, что «вопрос находится в стадии рассмотрения». Впрочем, и позднее никаких сведений об условиях сделки с мэрией Москвы и причинах «технологической ошибки» чиновников в областном правительстве получить не удалось. Как заявил «Времени новостей» депутат Мособлдумы от фракции КПРФ Константин Черемисов, в ответах на аналогичные запросы коммунистов в местные органы власти и в железнодорожную компанию «одна сторона кивала на другую». Г-н Черемисов полагает, что принятое решении позволит смягчить волну недовольства жителей Подмосковья, которые и являются основными пассажирами пригородных электропоездов.
В ОЗПП же, судя по всему, к заявлениям чиновников относятся с недоверием. Как заявил «Времени новостей» Геннадий Аншаков, никакой обещанной заморозки новых цен пока не произошло. Поэтому правозащитники по-прежнему настроены воинственно и намерены бороться с транспортным монополистом в суде. Кроме того, в ОЗПП обеспокоены тем, как людям возместят траты, которые они уже понесли в результате этого эксперимента с начала января. Правозащитники рекомендуют пассажирам, которые оплачивают свой проезд, сохранять проездные билеты. «Если решение о повышении цен будет признано незаконным, РЖД будет обязана вернуть переплаченные деньги», -- уверены защитники прав потребителей. По данным ОЗПП, резкое увеличение цен на проезд затронуло интересы более 3 млн пассажиров.
Юлия ХОМЧЕНКО