Время новостей
     N°18, 04 февраля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.02.2010
Ильич до лампочки
Россияне все более нейтрально относятся к последним советским лидерам
Россияне потихоньку пересматривают свое отношение к последним советским лидерам, управлявшим страной в конце ХХ века, -- Леониду Ильичу Брежневу и Михаилу Сергеевичу Горбачеву. Любить их больше не стали, однако от года к году все меньше граждан испытывают к ним стойкую неприязнь и все больше людей характеризуют свое к ним отношение как нейтральное. Об этом свидетельствуют данные инициативного опроса, проведенного Аналитическим центром Юрия Левады («Левада-центр»). Исследование проходило 18--22 декабря минувшего года на примере стандартной репрезентативной выборки из 1600 человек в 127 населенных пунктах 46 регионов страны. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. Аналогичные исследования проводятся с 2002 года, когда «Левада-центр» еще входил в структуру Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Как показал последний опрос, «скорее положительно» к последнему советскому лидеру Михаилу Горбачеву относятся 13% респондентов. Начиная с 2002 года эта цифра практически не меняется, колеблясь в пределах статпогрешности -- от 10% в декабре 2006 года до 14% в декабре 2005-го. Зато если в 2002 году «отрицательно» к г-ну Горбачеву относились 46%, а в 2004-м 47% опрошенных, то впоследствии этот показатель неуклонно снижался. Сейчас антипатию к единственному в истории президенту СССР испытывают лишь 34% респондентов. А доля нейтрально настроенных граждан опять же постепенно возрастала -- с 37% в декабре 2004 года до 45%, по данным последнего опроса.

Примерно таков же общий тренд при определении общественного отношения к перестройке конца 80-х -- начала 90-х годов. В декабре 2009 года 22% считали, что эта эпоха принесла стране «больше хорошего». Такой ответ с небольшими колебаниями в пределах 19--23% респонденты «Левада-центра» давали с 2002 года -- здесь значимых изменений не зафиксировано. Зато если в 2002 году целых 66% считали, что перестройка принесла России «больше плохого», то теперь число критиков заметно сократилось -- до 52%. Правда, одновременно возросло число сомневающихся: если в 2002 году на вопрос о перестройке затруднились ответить 15% респондентов, то в ходе последнего опроса -- 26%, то есть каждый четвертый.

Еще более мозаично общественное мнение по отношению к брежневской эпохе -- временам застоя. В декабре 2007 года только 17% полагали, что это был период расцвета, «благополучного развития страны», а 24% считали его временем стагнации, которая и привела к распаду Союза. 26% выбирали компромиссный вариант, сформулированный таким образом: «сначала был период благополучного развития, а затем застой, который привел к краху СССР». При этом ностальгирующих по брежневским временам было меньше, чем в 2006 году, а критически оценивающих эту эпоху -- больше. Однако к декабрю 2009 года наступил откат -- не исключено, что на фоне кризиса кто-то пересмотрел свое отношение к застою с его кажущейся стабильностью. Сейчас уже 19% считают это время периодом расцвета, и лишь 22% усматривают за внешним брежневским благополучием причину последующих потрясений. А компромиссный вариант выбирают 24%. Правда, за эти годы почти не изменилось (18--19%) число граждан, верящих, что хотя во время застоя перед страной и возникли серьезные проблемы, но к краху СССР привели все-таки «Горбачев и демократы».

Опросы также показали, что отношение к лидерам и событиям конца ХХ века зависит от двух факторов: возраста и того, удалось ли человеку найти свою нишу в новых условиях. Так, Михаила Горбачева склонны оценивать положительно люди 25--39 лет, практически не заставшие его эпоху, а также лица с высшим образованием и жители средних городов. Они также склонны подмечать положительные последствия демократических преобразований для России. Критики г-на Горбачева, перестройки и демократии -- это россияне 55 лет и старше, с образованием ниже среднего, с низким уровнем доходов и жители сел.

Заместитель генерального директора Центра политтехнологий Алексей Макаркин считает, что тенденция налицо: «События ушли в историю и потому оцениваются менее эмоционально». Он обращает внимание на то, что колебания цифр незначительны, находятся в пределах статпогрешности, так что «большинство определилось со своим отношением и не меняет его».

«В 2006--2007 годах была серьезная телевизионная агитация антизападного, антилиберального направления в русле общей «антиоранжевой» кампании, -- напомнил он «Времени новостей». -- В рамках этой кампании предлагалось воспринимать перестройку как однозначно негативное событие: мол, была великая страна, а потом наступил экономический крах, из которого мы вышли только в 2000-е годы. Однако не стоит переоценивать роль такой пропаганды -- к ней восприимчивы только некоторые слои населения. Для большинства оценки уже давно сделаны».

И похоже, чем дальше, тем более нейтральными будут эти оценки. Недаром наибольшие затруднения при ответе на вопросы социологов возникали у молодых людей 18--24 лет (40%), которые со всеми описываемыми событиями знакомы лишь по учебникам истории.

Наталья РОЖКОВА