|
|
N°116, 03 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Хозяина мира» ждет суд
Создатель Vivendi Universal подал в отставку
Вчера в парижских газетах его называли «хозяином мира», сегодня он может оказаться на скамье подсудимых без единого доллара в кармане. Жан-Мари Мессье, которого все считали одним из самых богатых людей планеты, подает в отставку. Его детище -- международный концерн Vivendi Universal (VU) -- на грани краха. История взлета Жан-Мари Мессье на мировой деловой олимп -- в значительной степени показательная и даже типичная для эпохи на границе тысячелетий, когда новые технологии проявили себя эффективными, но недолговечными катализаторами роста сумасшедших состояний.
Отмеченный за деловую сметку еще на студенческой скамье, Жан-Мари Мессье, прозванный друзьями Ж2М, к 30 годам сумел стать руководителем аппарата Камилла Кабана, госсекретаря по вопросам приватизации. Свой человек в кабинете министров, возглавляемом деятельным и амбициозным Жаком Шираком, Ж2М активно участвовал в приватизации банков и компаний, еще недавно огосударствленных режимом социалистов. С престижного, но чересчур уж видного поста Мессье ушел на другой -- менее заметный, но куда более значимый. Он стал советником Эдуара Балладюра, министра экономики и финансов, всего на год! Но с этого началась история VU.
Практически все лица, входившие до прошлой недели в административный совет VU, -- результат знакомств Ж2М, тянущихся с 80-х годов. Именно тогда энергичным сыном бухгалтера овладела идея создать мировую империю средств массовой коммуникации, «поженить» европейскую группу новых технологий с американскими концернами того же сектора бизнеса. Уйдя с госслужбы в частный сектор, Жан-Мари Мессье уже имел пухлую записную книжку полезных адресов. Пополнил он ее за шесть лет работы в банке Lazard, где стал акционером-управляющим и впервые получил возможность влиять на политику Canal+ -- частного платного канала французского телевидения. Поэтому, когда в 1994 году Ж2М назначили гендиректором Generale des Eaux -- одной из старейших французских многопрофильных компаний, созданной еще Наполеоном III, -- у Мессье появились возможности реализовать мировую мечту.
Сделавшись президентом Generale des Eaux, Ж2М переименовал «бабушку» французского бизнеса в звучную Vivendi (по-латыни -- живущая, развивающаяся). Затем благодаря сделке с Vodafone вторгся на европейский интернет-рынок. Стал крупнейшим акционером Canal+, приобрел голливудские киностудии Universal... Наконец, уговорил мощнейшее канадское семейство Бронфман «поженить» концерн Seagram с Canal+ и непосредственно с самой Vivendi. Банкиры давали деньги под будущий бизнес, который обещал быть процветающим: Ж2М намеревался продавать через мобильные телефоны, Интернет и цифровое телевидение информацию, музыку, фильмы, видеоклипы.
С падением нью-йоркских небоскребов грянул мировой кризис. Новые приобретения VU, обошедшиеся Ж2М в 100 млрд евро, пробили в бюджете многоотраслевого концерна брешь размером в 29 млрд евро. А тут еще выплыла неутешительная статистика Canal+, продолжающего терять клиентов не по дням, а по часам. Дрогнули нервы, и Мессье сделал еще один опрометчивый шаг: решил расстаться с Пьером Лескюром, авторитетным журналистом и руководителем телеканала. Лескюр не поскупился на критические комментарии в адрес самовлюбленного «хозяина мира», журналисты канала объявили забастовку... В общем, вслед за финансистами-кредиторами на Ж2М осуждающе взглянули и парижские СМИ. Когда же с поста администратора VU демонстративно ушел Бернар Арно -- президент-гендиректор компании по производству предметов роскоши LVMH, самый богатый человек Франции, -- стало очевидно, что Мессье несдобровать.
Банкрот просит, чтобы концерн отказался от его судебного преследования, выплатил ему 12 млн евро, причитающихся как зарплата за два последних года, и чтобы за ним сохранили его недавно приобретенную роскошную квартиру в Нью-Йорке. Жан-Мари Мессье верит, что полезных знакомств у него еще достаточно и что в 45 лет жизнь не кончена.
Петр РОЗВАРИН, Париж