|
|
N°16, 02 февраля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Молодая должна быть молода
Поп, рок и джаз на 52-й церемонии «Грэмми»
Более полувека вручаются «граммофончики», более полувека премия считается самой престижной, самой помпезной и вообще самой-самой. Как там все было, это мы сможем увидеть сегодня ночью на «Первом канале». В последние годы церемония становится все более живой. Раньше она была скорее эстрадной сборной солянкой с конферансом. Сейчас все чаще возникают неожиданные дуэты, острые драматургические и пространственные решения: артист не просто подходит к микрофону, а откуда-нибудь появляется, затем к нему эдаким «роялем из кустов» подкатывает какой-нибудь другой известный артист, неожиданный в контексте данной церемонии. А уж многоуровневые сцены и яркое оформление вообще обычное дело.
И почти все время существования премии не стихают разговоры о том, что-де премия необъективна, что получают ее обычно либо совсем скороспелые звезды, либо миллион раз обласканные и всеми призами одаренные ветераны. И при этом все равно все хотят получить эту самую «Грэмми» -- необъективную и зрелищную. Парадокс.
Вообще если не полениться и прочитать список всех номинаций и номинантов, получается, что премия действительно штука сугубо профессиональная. Вот, скажем, «лучшее переиздание». Каждый год выходят сотни ремастерированных и дополненных альбомов, бокс-сетов с компакт-дисками и виниловыми пластинками, переизданий на SACD... Ну и у какого нормального человека хватит денег, чтобы все это купить, послушать, оценить качество продюсирования и выявить лучшего продюсера переиздания? Ни у кого. Собственно, технические номинации никогда не привлекали внимания. Все внимание сосредоточено на общих номинациях -- лучшая песня, лучший альбом, певец, группа и так далее. В эти номинации действительно попадают не всегда те, кто актуален -- то есть и популярен, и «инновационен» одновременно. Но, похоже, из-за этого возникает интрига с полной непредсказуемостью. В начале нулевых сенсацией стала мегапобеда Норы Джонс (но на этом обласкивание околоджазовых персонажей закончилось). В прошлом году всех поразил -- скорее приятно -- триумф бывшего «цеппелина» Роберта Планта и его кантри-напарницы Алисон Краус.
В этом году в поп-, рок- и джаз-номинациях особенных сенсаций не случилось. Героиня вечера -- Бейонсе. На премию в нескольких категориях выдвигалось аж четыре ее трека (включая дуэт с Кени Уэстом) плюс весь последний альбом I Am... Sasha Fierce. Альбом победил в номинации «Лучший альбом современного R&B». Три песни, At Last, Halo и Single Ladies (Put A Ring On It), оценены в разных номинациях. В частности, Single Ladies получила «Песню года» и «Лучший женский R&B-вокал», At Last оказалась «Лучшим исполнением современного R&B», а Halo убрало всех конкурентов в разделе «Лучший женский поп-вокал». Но то же Halo проиграло в самой топовой номинации -- «Запись года». Все ненавистники попсы, айренби и прочих безобразий должны возрадоваться, так как Бейонсе «слила» настоящей рок-группе -- белой, мальчишеской, гитарной, злой и нервной, под названием Kings of Leon. Группа, к слову, давно уже в фаворе у публики: их альбом 2004 года Aha Shake Heartbreak произвел фурор на рынке, последняя пластинка, Only by the Night, вышедшая в позапрошлом году, тоже хорошо разошлась во всем мире. Use Somebody -- замечательный хит, отменно сделанный и исполненный, воскрешает в памяти всю лучшую американскую музыку, от Allman Brothers до Soul Asylum и Nirvana. Неудивительно, что песню оценили еще и как «Лучшее рок-исполнение, дуэтом или группой, с вокалом» и «Лучшую рок-песню». Пять номинаций -- четыре приза. Почти всухую. Относительный лузер -- мегараскрученная Леди Гага: пять номинаций, два приза -- «Лучшая танцевальная запись» за навязший в зубах Poker Face и «Лучший танцевальный/электронный альбом» за ее сенсационный The Fame. Не очень удивительно: Леди Гага все-таки очень проевропейский продукт. Хотя она была на первом месте в Британии, но, согласитесь, весь альбом The Fame -- это тяжелое наследие олдовой европейской дископошлятины вроде Boney M. Виртуозно воскрешенный «лоходенс» континентальной Европы. За что и любима народом.
Не знаю, как американский народ, но американский профессионал звукозаписи больше симпатизирует барышне по имени Тейлор Свифт, двадцатилетней певице и автору песен. Красота по-американски в чистом виде: изящная блондинка с гитарой, поющая тонким милым голосом незатейливые песенки. На церемонии Тейлор Свифт спела с легендарной Стиви Никс (Fleetwood Mack). Выдвинута в куче номинаций, но оказалась создательницей «Альбома года», «Кантри-альбома года», «Лучшей кантри-песни» и обладательницей «Лучшего кантри-вокала». Диагноз практически. «Лучший мужчина-вокалист» -- парень по имени Джейсон Мраз. На церемонию он -- редкий случай -- пришел с родителями. Причем в агентствах написано, что с отцом, а youtube показывает его на красной дорожке в сопровождении прекрасно выглядящей мамы. Мама сразу «сдала» артиста ведущим, сказав, что он «был чудесным ребенком». Мраз нимало не смутился и перевел разговор на профессиональные рельсы: песни-де из него «прям сами льются», а процесс сочинения -- «спонтанная импровизация в состоянии счастья».
Кого обошли вниманием -- это отдельная тема. Ничего не получили всегдашние фавориты, U2 (хочется сказать: наконец-то). Пролетел Стинг с волшебной работой If on a Winter's Night. Хотя скорее всего это технический момент -- альбом вышел поздней осенью. Один из ведущих заметил, что странно обошли вниманием одного из главных фаворитов года, победительницу конкурса "Британия ищет таланты" Сьюзан Бойл, чей дебютный альбом I Dreamed a Dream продался хорошим тиражом. Ничего странного: жюри премии не любит любителей. Оно любит, чтобы новички были юны, чтоб как Тейлор Свифт -- если ты молодая-начинающая, то чтоб действительно была юна по возрасту, но уже пообтесанная в этом шоу-бизнесе. «Старики» и «живые классики» должны быть немолодыми и заслуженными, и вообще выслуга лет/альбомов очень ценится. Например, «Лучший альбом латинского джаза» -- у отца и сына Вальдесов, Чучо и Бебы. Оба чудесные пианисты, а 91-летний Беба для кубинского джаза так просто фигура историческая. В номинации «Лучший джаз-альбом» победила запись ныне покойного Джо Завинула, клавишника-виртуоза, участника легендарной джаз-рок-группы Weather Report. Он обошел, в частности, альбом гитариста Майка Стерна, который тоже своего рода ветеран «Грэмми»: его выдвинули и ничего не дали уже в шестой раз. Что в общем тоже показатель.
Александр БЕЛЯЕВ