|
|
N°15, 01 февраля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Афганские сюрпризы Лондона
На конференции назвали цену «умеренным талибам»
Десять страниц разбитого на 34 пункта текста коммюнике «Афганское руководство, региональное сотрудничество, международное партнерство» стали итогом Международной конференции по Афганистану, состоявшейся в Лондоне 28 января. Основной задачей документа было наметить план подготовки афганских властей к взятию на себя ответственности за ситуацию в стране в процессе постепенного вывода из Афганистана Международных сил содействия безопасности. «Мы выступаем за стратегию перехода, мы относились к Афганистану как к ничьей земле, решения относительно которой должны принимать за тысячи миль. Афганцы говорят нам, что они знают свою страну и хотят иметь больше прав на собственный голос», -- заявил в Лондоне глава миссии ООН в Афганистане норвежский дипломат Кай Эйде.
Стремление правительства в Кабуле признать ведущую роль афганских сил безопасности в принятии решений на всех стадиях военных операций в своей стране получило поддержку в Лондоне. Более того, в пункте 10 коммюнике Кабулу было настоятельно рекомендовано начать «проведение большинства операций в небезопасных регионах в течение трех лет, а в течение пяти лет обеспечить там физическую защиту» населения. Госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила в Лондоне, что афганские войска «начиная с этого года будут брать на себя все больше и больше ответственности, провинция за провинцией».
Чтобы помочь достичь этих целей, на конференции была подтверждена готовность оказать содействие Кабулу в увеличении численности афганской национальной армии к октябрю 2011 года до 171,6 тыс. человек, а полиции -- до 134 тыс. человек. По словам британского премьер-министра Говарда Брауна, численность иностранных войск в Афганистане к концу этого года должна быть увеличена до 135 тыс. военнослужащих. Предполагается, что более подробный план передачи управления афганским вооруженным силам будет рассмотрен на конференции в Кабуле, которая будет созвана позже в этом году.
Президент Афганистана Хамид Карзай (на снимке), несомненно, выглядел ключевой фигурой лондонской конференции. Он демонстрировал оптимизм, обещая, что «к 2014 году правоохранительные структуры Афганистана будут способны самостоятельно обеспечить безопасность страны». «Мы не хотим быть обузой для международного сообщества», -- утверждал Карзай, очевидно, хорошо понимая, чего от него ждут на Западе, где общественное мнение все настойчивее требует от своих правительств возвращения солдат из Афганистана домой. Впрочем, он тут же добавил, что его страна еще как минимум лет 15 будет нуждаться в иностранной поддержке.
В Лондоне афганский президент призвал западных военных свести к минимуму количество воздушных операций, что должно резко сократить количество жертв среди мирного населения. Карзай говорил о недопустимости проведения «самовольных обысков» в домах афганцев, которые стали обыденной практикой иностранных военных. Сказал он и о решимости своего правительства объявить войну коррупции, что станет одной из "первостепенных задач". Афганский лидер отдавал себе отчет, что разъедающая высшие слои афганского чиновничества коррупция порождает на Западе серьезное сомнение в эффективности кабульского режима.
Главным хитом в выступлении Хамида Карзая стал оглашенный им план по мирной реинтеграции «умеренных талибов» в социальную и политическую систему Афганистана. Формальное определение этому термину никто в Лондоне не давал. В целом подразумевается, что «умеренными» называют талибов, готовых добровольно сдать оружие, отказаться от вооруженного сопротивления властям и признать конституцию Афганистана.
Стало известно, что Карзай обратился к властям Саудовской Аравии с предложением стать посредником в диалоге официального Кабула с «умеренными» муллами. По сообщению агентства Рейтер, глава саудовского МИДа принц Сауд аль-Фейсал назвал два условия, на которых Эр-Рияд готов откликнуться на это предложение: официальная просьба Кабула и доказательство полного разрыва «Талибана» с «Аль-Каидой».
В западных столицах, а также в Москве и Пекине к планам Карзая были готовы. Им дали зеленый свет еще накануне начала лондонской конференции, когда Совбез ООН без голосования на основе консенсуса вывел из-под санкций пять бывших представителей высшего и среднего уровня руководства «Талибана». Самым известным из них является экс-министр иностранных дел правительства «Талибана» мулла Вакиль Ахмад Мутавакиль.
Автору этих строк в конце 1990-х годов довелось дважды встречаться с Мутавакилем в Кабуле в ходе миротворческих попыток, предпринимавшихся тогда в Афганистане бывшим министром иностранных дел Туркмении Борисом Шихмурадовым. После свержения режима талибов в 2001 году и добровольной сдачи Мутавакиля новым властям информагентство Afghanistan.ru приводило слова анонимного американского источника о том, что Мутавакиль «играет очень важную роль» в организации переговоров с талибами.
По слухам, главный талибский дипломат даже ссорился с лидером «Талибана» муллой Омаром, не соглашаясь с приглашением "Аль-Каиды" в Афганистан. «Такие гости разрушают приютивший их дом», -- повторял, по словам помощников, мулла Мутавакиль. Утверждают также, что Мутавакиль встречался с представителями США и ООН и пытался предупредить о запланированной на 11 сентября 2001 года террористической атаке, но его слова потонули в лавинообразном потоке сообщений о готовящихся терактах.
На конференции была достигнута договоренность о создании фонда по мирной реинтеграции талибов, в который в этом году планируется внести 140 млн долл., половину которых обязалась выделить Германия. Всего на эти цели в ближайшие годы предполагается потратить от полумиллиарда до миллиарда долларов. Этот пункт мирного плана подвергается наиболее ожесточенной критике многих экспертов, считающих создание фонда бесполезной попыткой подкупа талибов, -- дескать, деньги они возьмут, может быть, даже стрелять на какое-то время перестанут, но с марионеточным правительством Карзая мириться не станут. Так или иначе, в Лондоне приветствовали намерение Карзая созвать в ближайшие месяцы мирную лойя джиргу (всеафганский совет старейшин) для обсуждения примирения с умеренной частью «Талибана».
Как утверждают источники в российской делегации, на лондонской конференции с интересом отнеслись к идее принятия постконфликтным Афганистаном статуса нейтрального государства, озвученной министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. В текст итогового коммюнике это предложение не вошло. Москва и не настаивала на этом, поскольку «не видит смысла захлопывать перед американцами и их союзниками дверь для возвращения в Афганистан в ближайшие годы, если что-то там снова пойдет не так», пояснил в Лондоне «Времени новостей» высокопоставленный российский дипломат. Он заметил, что «американцы достаточно умны, чтобы, выйдя из Афганистана, не отходить от него далеко и надолго». В российском руководстве отдают себе отчет, что военные инфраструктуры США и НАТО в процессе вывода из Афганистана могут быть «на временной основе» развернуты в соседних странах, например в Узбекистане.
Не исключено, что подобными соображениями, основанными на собственном понимании своей роли в афганском урегулировании, руководствовались в Ташкенте, когда в последний момент отказались посылать на лондонскую конференцию главу МИД Узбекистана Владимира Норова. Официальных объяснений подобному афронту в узбекской столице не дали. Не объясняли в председательствующем в этом году в Шанхайской организации сотрудничества Узбекистане и причины, по которым неожиданно не смог прибыть в Лондон генсек ШОС экс-министр иностранных дел Киргизии Муратбек Иманалиев. В Москве, где немало потрудились над тем, чтобы ШОС была представлена на афганской конференции, по данным «ВН», были неприятно удивлены этим узбекским сюрпризом.
Аркадий ДУБНОВ, Лондон--Москва