|
|
N°15, 01 февраля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Золотой ключик
Решит ли Александр Хлопонин северокавказские проблемы Дмитрия Медведева
Всю минувшую неделю заняла «предстартовая подготовка» нового полномочного представителя президента России в только что созданном Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) Александра Хлопонина. Во вторник президент Дмитрий Медведев встретился в Сочи с главой Северной Осетии Таймуразом Мамсуровым -- естественно, что во время этой ординарной рабочей встречи глава государства не упустил возможности еще раз разъяснить одному из региональных руководителей нового округа смысл начатой на Северном Кавказе реформы управления. В четверг в Москве состоялась коллегия ФСБ, на которой президент Медведев представил своего кавказского наместника руководству ключевой федеральной спецслужбы. А к концу недели он подписал оперативно прошедшие через обе палаты парламента поправки к закону о правительстве, которые юридически оформили для Александра Хлопонина возможность совмещать должность полпреда с постом вице-премьера в российском правительстве.
На встрече с президентом Северной Осетии Дмитрий Медведев объявил, что ключ к решению всех задач, стоящих перед Россией на Кавказе, найден: он, по мнению главы государства, «не в том, чтобы нагнетать страсти и постоянно тиражировать разговоры о том, что в регионе коренятся основные проблемы -- преступность, терроризм; ключ именно в социально-экономическом развитии -- если такая задача будет решена, это изменит экономический и социальный ландшафт региона, будет способствовать укреплению нашего государства и, конечно, улучшению качества жизни людей».
Выделение СКФО и назначение г-на Хлопонина должны, как считает Дмитрий Медведев, «изменить порядок принятия наиболее важных решений в округе и входящих в него регионах и координацию действий на правительственном уровне, координацию вопросов по линии силовых и правоохранительных структур». «Скажу откровенно, мы, затаив дыхание, слушали, какие же вы дадите инструкции, напутствия и наставления новому вице-премьеру. И они полностью совпали с тем, что я и мои коллеги ждали. Я считаю, что это уникальный шаг», -- по-кавказски подобострастно отвечал Таймураз Мамсуров, первый президентский срок которого истекает летом этого года. И значит, ему есть смысл добиваться президентского расположения.
На коллегии ФСБ в четверг Дмитрий Медведев еще раз дал понять, что ждет от Александра Хлопонина не только разработки инвестиционных программ и прочих шагов, направленных на улучшение социально-экономического облика Северного Кавказа, но и участия в координации работы силовых структур. «И так в стране плохо, а там запредельно», -- пессимистически оценил президент состояние дел в горных южнороссийских провинциях после более чем десятилетней борьбы против терроризма и за восстановление конституционного порядка. Он представил Александра Хлопонина руководству главной спецслужбы как чиновника с беспрецедентно широкими полномочиями. И попросил у ФСБ помощи для него в борьбе с коррупцией, в наведении порядка в органах власти, в нейтрализации бандподполья, в контроле за расходованием денег, которые центр продолжит выделять на развитие северокавказских регионов, и в пресечении деятельности иностранных разведок.
Между тем, хотя Таймураз Мамсуров и поспешил объявить, что президентские инструкции Александру Хлопонину полностью совпали с его ожиданиями и ожиданиями других региональных руководителей, исчерпывающего представления о содержании этих инструкций до сих пор нет ни у кого из наблюдателей. А без внятного списка полномочий, которые вручаются г-ну Хлопонину, увы, нельзя сделать и вывода о том, можно ли рассматривать реформу кавказского управления как серьезное и перспективное начинание. Или это всего лишь некая аппаратная перестановка, призванная обозначить, во-первых, формальное внимание федерального центра к северокавказским процессам и, во-вторых, стремление президента Медведева присоединить Северный Кавказ к кругу вопросов, которые он намеревается курировать лично.
Не зная конкретной компетенции Александра Хлопонина, уникального полпреда президента в ранге вице-премьера, ни федеральные чиновники, ни силовики, ни региональные элиты, ни общественность не могут понять, чего можно ждать от новой кавказской власти, а какие ожидания, напротив, изначально неоправданны. К исходу второй недели после появления нового федерального округа видоизмененная система кавказского управления остается контуром -- очень неплохо нарисованным, но пока не заполненным.
Президент Дмитрий Медведев уже несколько раз подчеркнул, что полномочия г-на Хлопонина будут максимально широкими, в основном будут сконцентрированы на социально-экономическом развитии, но коснутся также и координации деятельности силовых структур. Но до сих пор неизвестно, к примеру, какие именно инструменты будут -- и будут ли -- в руках у нового полпреда для участия в непосредственном управлении ситуацией в регионах округа: например, в части контроля за расходованием казенных средств или принятия ключевых кадровых решений.
Неясно также, какими будут отношения нового полпреда с силовыми структурами, которые, как известно, в состоянии повлиять в том числе и на такие, казалось бы, отвлеченные от их основного профиля показатели, как инвестиционный климат в регионах. В одном случае г-ну Хлопонину придется каждый раз просить о поддержке министра внутренних дел, директора ФСБ и других коллег по правительству -- но тогда он будет отличаться от других полпредов разве что возможностью перекинуться парой слов с силовым руководством во время заседаний кабинета в Москве. В другом он сам получит определенные административные полномочия, в том числе и в отношении силовых структур, -- но тогда превратится в слишком существенный «центр принятия решений», способный нарушить относительное равновесие интересов в российской политике.
Еще один вопрос возникает как раз в связи с только что законодательно оформленным двойным подчинением Александра Хлопонина: будет ли его вице-премьерство дополнительной управленческой возможностью, или оно приведет к определенной раскоординации работы нового полпредства из-за того, что два непосредственных начальника не всегда одинаково будут представлять себе стоящие перед пятигорским полпредством цели и задачи.
Совещание, которое Владимир Путин провел неделю назад с участием Александра Хлопонина в новой окружной столице -- Пятигорске, уже стало достаточно яркой иллюстрацией на эту тему. Теоретически СКФО создан потому, что центр в целом неудовлетворен работой региональных властей и их сотрудничеством с полпредством в Южном федеральном округе. Новый округ специально сделали меньшего размера, максимально приблизив надрегиональный уровень власти к проблематичным республикам, чтобы усилить федеральный контроль. Между тем премьер-министр на совещании ясно дал понять, что у него есть свои приоритеты на Северном Кавказе, и вернул Чечне долгожданное право таможенного оформления грузов.
Формально это завершение выравнивания Чечни с другими субъектами федерации, и ничего странного в появлении полноценной таможни в этой республике нет. На практике же чеченская таможня будет подчиняться скорее Грозному, чем Москве. И это можно считать очередным достижением Рамзана Кадырова, политический вес и межрегиональное влияние которого на Северном Кавказе продолжают расти и после назначения Александра Хлопонина.
Строго говоря, поведение официального Грозного будет одним из первых тестов на реальную работоспособность и влияние нового полпреда: если Рамзан Кадыров придет со своими текущими вопросами к новому полпреду, это будет означать, что сибирского варяга на Кавказе признают за серьезного начальника. Если же президент Чечни продолжит общаться напрямую с главой правительства, вывод, наоборот, будет неутешителен для г-на Хлопонина.
Еще одним стартовым тестом новой системы будет, очевидно, долгожданное назначение президента Дагестана. Теоретически назвать кандидатуру главы республики президент Медведев может и в день истечения президентского срока нынешнего дагестанского руководителя -- в феврале. Но промедление, как неоднократно писала газета «Время новостей», отнюдь не прибавляет Дагестану стабильности. После назначения Александра Хлопонина можно было предположить, что Москва ждала с решением по Дагестану до реформы округов.
Теперь же последние формальные препятствия устранены: Александр Хлопонин полностью вступил в должность и наконец может ехать в Махачкалу представлять кандидатуру президента от имени Дмитрия Медведева. По идее презентация кандидатуры дагестанского президента должна стать первым полпредским шагом г-на Хлопонина. Хотя само кадровое решение не за ним, от того, чью фамилию он назовет и как пройдет процедура, будет во многом зависеть, как самого полпреда примут на Северном Кавказе.
Иван СУХОВ