|
|
N°116, 03 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ценный, но не святой
Владимиро Монтесинос получил первый срок
За «узурпацию должностных обязанностей» перуанский суд приговорил Владимиро Монтесиноса к 9 годам заключения (сидит он в самой охраняемой тюрьме страны, которую сам и спроектировал), двухлетнему запрету на занятие адвокатской практикой и возмещению ущерба в размере 2,85 млн долларов. Столичная газета La Republica успокаивает читателей -- Монтесиноса ожидают еще 76 процессов и возможное пожизненное заключение за контрабанду наркотиков и оружия, незаконное обогащение, подкуп, коррупцию, тяжкие преступления против человечества, рэкет, фальсификацию документов, невыполнение своих обязанностей...
С 1991 по 2000 год Монтесинос номинально являлся «советником руководства» SIN (Служба национальной разведки), но на деле всевластно руководил системой безопасности (за эти 9 лет во главе SIN сменилось три генерала-руководителя). По показаниям одного из офицеров, Монтесинос никогда не соблюдал субординации и запросто говорил своему «шефу» Росасу Буничелли: «Знаешь, брат, иди, иди, у меня встреча, и мне нужен твой кабинет».
Монтесинос полностью признал свою вину, заявив, что действовал по «ясному приказу» президента Фухимори. Прокурор просил 7-летнего заключения, но судья неожиданно огласил более строгий приговор: 9 лет и 4 месяца тюрьмы, посчитав, что речь идет о «мегаузурпации» полномочий и «тяжелом и непоправимом вреде» для страны.
57-летний Монтесинос лишь сказал адвокату: «Если меня обвиняют за работу на благо страны, за то, что одолел терроризм и достиг мира с Эквадором, что ж, в добрый час». Достижения Монтесиноса на «узурпированном» посту признавали даже США: рассекреченные недавно документы госдепартамента называют Монтесиноса «ценным союзником в борьбе с оборотом наркотиков, но не святым».
Перуанские обвинители считают, что самозванный советник SIN при помощи подкупа и вымогательства установил тотальный контроль над вооруженными силами, госаппаратом, судебной властью, бизнесом, банками, большей частью частного ТВ и т.д. Показанный в сентябре 2000 года видеоролик, снятый самим Монтесиносом (на нем видно, как он подкупает конгрессмена), привел к бегству президента Фухимори в Японию и исчезновению самого Владимиро (год назад он был арестован в Венесуэле и выдан Перу).
Две недели назад перуанская Фемида начала новое дело: 17 бойцов спецназа обвиняются в убийстве террористов революционного движения «Тупак Амару», которые в 1997 году 126 дней удерживали 72 заложника в резиденции японского посла. Во время считающегося до сего времени образцового штурма все 14 террористов погибли (погибли, кроме того, один заложник и два спецназовца). По мнению судмедэкспертов, 8 террористов были убиты выстрелами в затылок. Среди обвиняемых, естественно, Владимиро Монтесинос -- как фактический шеф спецслужб он принимал участие в разработке операции.
Экс-диктатор Чили 86-летний Аугусто Пиночет может спокойно жить в Чили, не опасаясь преследования местного правосудия: Верховный суд окончательно закрыл судебное преследование Пиночета по причине его слабоумия. Как отметил секретарь суда, «умственные проблемы Пиночета Угарте делают невозможным его участие в проводимом против него процессе», подчеркнув в то же время, что это ни в коей мере не касается неподсудности приписываемых ему конкретных деяний. Пиночета обвиняли в 57 убийствах и 17 похищениях, совершенных «Караваном смерти» месяц спустя после переворота 1973 года. По мнению обвинения, речь идет не о слабоумии, а о мошенничестве Пиночета. Данное решение Верховного суда ставит крест на выдвинутых против Пиночета 300 исках в Чили и делает практически невозможным его выдачу Аргентине, где его обвиняют в убийстве генерала Карлоса Праца в Буэнос-Айресе в 1974 году. Но оно открывает возможности проявить себя вновь созданному в Гааге Международному уголовному суду, который по уставу может начать судебное разбирательство в случае, если местная Фемида не в состоянии обеспечить правосудие. Тем не менее уже известно, что Аугусто Пиночет собирается отказаться от поста пожизненного сенатора: после решения Верховного суда Чили он не нуждается более в иммунитете, который ему предоставляло сенаторское кресло.
Андрей ЗЛОБИН