Первое после начала реального функционирования с 1 января 2010 года таможенного союза (ТС) Белоруссии, Казахстана и России заседание трехсторонней комиссии продолжалось вчера более четырех часов. Проходило оно, по словам очевидцев, очень непросто и закончилось практически безрезультатно. Не удалось договориться ни по одному из основных вопросов, внесенных в повестку. К согласию удалось прийти только по одному пункту: импортеры товаров, для ввоза которых на территорию ТС требуется лицензия, будут получать их не на каждую партию товара, а работать по генеральной лицензии. В наибольшей степени эта проблема касается импортеров алкоголя. А главные обнадеживающие для ТС сообщения пришли совсем с других переговоров -- России и Белоруссии, похоже, наконец
удалось договориться по нефтяным таможенным пошлинам. Москва пошла Минску на уступки как раз ради будущего таможенного союза.
Вчера Россия и Белоруссия подписали пакет документов по поставкам сырой нефти, в которых в основном урегулированы возникшие в начале года противоречия между двумя странами по этому поводу. Докладывавший президенту России Дмитрию Медведеву об этом успехе вице-премьер Игорь Сечин заверил, что «соглашения направлены на реализацию договоренностей по таможенному союзу». «Это важно, чтобы наши интересы не пострадали, но в то же время мы должны развивать дружественные отношения с Белоруссией», -- отреагировал на это глава государства.
А вот итоги очередного заседания комиссии таможенного союза явно не прибавили оптимизма сторонникам интеграционных процессов на постсоветском пространстве. И во многом именно из-за позиции Минска. Представители трех стран, собравшиеся вчера в Москве, так и не смогли договориться о принципе распределения между бюджетами своих стран таможенных платежей. Россия предлагала, чтобы ей доставалось 86,5% всех таможенных сборов, 8,5% уходило Казахстану, а оставшиеся 5% -- Белоруссии. Казахстан против таких пропорций не возражал. Зато белорусские представители потребовали увеличить долю их страны на 0,3 процентного пункта. Партнеры решили обсудить инициативу Минска в течение двух недель. Прямо перед заседанием комиссии первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов на встрече с премьером Владимиром Путиным обещал, что расщепление таможенных платежей из единого таможенного тарифа «в тестовом режиме» начнется уже с апреля.
Не поддержали участники ТС российскую инициативу по созданию наднационального казначейства в рамках союза. Предполагалось, что такая структура займется проведением расчетно-кассовых операций, в том числе распределением собранных таможенных пошлин между государствами -- участниками ТС. В частности, на встрече с премьером Игорь Шувалов говорил, что, с российской точки зрения, конвертация платежей, собранных в каждой из стран в национальной валюте, должна быть немедленной и проходить под защитой механизма страхования от рисков резкого колебания валютных курсов. Участвовавший в заседании комиссии замглавы Минфина РФ Сергей Шаталов выразил уверенность, что к вопросу наднационального казначейства еще придется вернуться: «В русле движения к единому экономическому пространству такие структуры будут появляться, а часть суверенитета будет уходить».
Не стали участники заседания рассматривать и конкретные российские предложения по внесению первых изменений в единый таможенный тариф (ЕТТ). Накануне заседания Андрей Слепнев из Минэкономразвития говорил о желании России повысить таможенный тариф на оптические поликарбонаты с 0 до 5%. Объяснял он это намерением защитить отечественных производителей, которые в последнее время активно инвестируют в производство данных материалов. Зато на некоторые виды бумаги и картона тариф предлагалось снизить с 15 до 5%, «поскольку в производстве этих товаров, наоборот, происходит торможение инвестиционных проектов».
Стороны сошлись во мнении, что менять ЕТТ слишком часто не стоит. По плану это предполагалось делать не чаще чем раз в полгода. Но на первом этапе, по словам Игоря Шувалова, решено рассматривать предложения по изменению ЕТТ раз в месяц. Вице-премьер Белоруссии Андрей Кобяков со своей стороны сообщил о решении создать комитет по внешнеэкономической деятельности -- специальный орган таможенного союза, «который будет отсеивать и оставлять только те инициативы по изменению ЕТТ, которые значительно влияют на экономику наших государств».
Только по одному вопросу сторонам удалось договориться. России дали право самой определять механизм лицензирования внешнеторговой деятельности. Этот вопрос возник главным образом в связи с тем, что с созданием ТС в списке лицензируемого импорта оказалась алкогольная продукция. Российским импортерам потребовались тысячи соответствующих документов. Министерство промышленности и торговли РФ, которому было поручено заниматься выдачей лицензий, предложило ввести генеральные лицензии, которые распространялись бы не на конкретный контракт, а на весь объем годового импорта того или иного вида продукции.
Создается впечатление, что сейчас основные трудности становления таможенного союза связаны с тем, что никто не верит в работоспособность этого объединения. Первые договоренности о создании ТС на пространстве СНГ появились еще в 1995 году. С тех пор переговоры велись с разной степенью интенсивности, но мало к чему приводили, так как каждая из стран пыталась обеспечить своим производителям защиту на внутреннем рынке и преференции на территории других участников ТС.
Поэтому достаточно резкая активизация интеграционного процесса в рамках ТС в июне 2009 года стала очень неожиданной практически для всех: для мира, для граждан трех стран и, похоже, даже для чиновников, ответственных за реализацию поставленных задач. А задачи после, казалось бы, дежурной встречи глав правительств стран -- участниц ЕврАзЭС 9 июня 2009 года были сформулированы в очень жесткой, практически ультимативной форме: утвердить единый таможенный тариф и ввести его в действие с 1 января 2010 года; окончательно завершить все переходные процедуры по формированию единого таможенного пространства трех государств к 1 июлю 2011 года; создать единое экономическое пространство до 1 января 2012 года; прекратить сепаратные переговоры трех стран по вступлению в ВТО и начать договариваться о присоединении к этой крупнейшей мировой экономической организации в качестве единой таможенной территории.
За полгода долгострой таможенного союза был не только реанимирован, но и реально пущен в строй. Согласован, утвержден и с 1 января 2010 года начал действовать таможенный кодекс союза, который заменил собой национальные таможенные кодексы. Теперь таможенные пошлины на внешних границах трех стран берутся по единому тарифу. Сформирована и уже работает комиссия ТС, наделенная вполне реальными властными полномочиями, касающимися утверждения таможенных пошлин и других правил функционирования единого таможенного пространства. Создан инструментарий для контроля за соблюдением в рамках ТС единых правил игры. В общем, прорыв в деле строительства единого пространства в рамках ТС нельзя не признать весьма ощутимым. Другое дело, что эти ощущения далеко не всегда приятны.
Еще задолго до нового года специалисты говорили о проблемах, которые предстоит решить для начала функционирования ТС: это и механизм распределения таможенных платежей, и процедура согласования таможенно-тарифной политики союзников, и обмен информацией для отслеживания движения товаров через границы и по территории трех стран, и проблемы реэкспорта
(см. «Время новостей» от 16 сентября 2009 года). Но реальные трудности, с которыми столкнулись импортеры, оказались гораздо более прозаичными.
Первыми появление таможенного союза почувствовали импортеры вина и другой алкогольной продукции. Им, а также импортерам радиоэлектронных средств связи для продолжения работы понадобилось получать лицензии. Тайны в этом не было никакой, все документы об этом были опубликованы еще в ноябре прошлого года на официальных сайтах Минпромторга и таможенного союза и в «Российской газете». Но бизнесмены не удосужились заняться получением новых документов до нового года. Скорее всего просто никто не поверил уже набившим оскомину разговорам политиков об успехах интеграции на постсоветском пространстве.
Но ладно бизнесмены. Создается впечатление, что для многих чиновников оживление ТС тоже стало не очень приятным сюрпризом, свалившимся на их голову сразу после завершения рождественских каникул. С первыми разъяснениями о порядке получения лицензий на ввоз алкоголя Министерство промышленности и торговли выступило 13 января, когда первые партии импортных напитков уже застряли на таможне. Только после этого началась выдача лицензий. К 25 января, по данным Минпромторга, было рассмотрено более тысячи из 1800 поступивших заявлений и оформлено 750 лицензий. А всего только по Центральному федеральному округу их нужно будет выдать десятки тысяч.
«Там, где было введено лицензирование, возникла некоторая организационная накладка, -- признал заместитель министра экономического развития Андрей Слепнев в недавнем интервью РИА Новости. -- Сейчас ведомства, ответственные за этот процесс, работают достаточно активно, не покладая рук».
Федеральная антимонопольная служба не оценила ударный труд чиновников и объявила вчера о возбуждении в отношении Минпромторга РФ дела по признакам нарушения закона о защите конкуренции. «Мы проверим, приняло ли ведомство все необходимые меры для предотвращения сложившейся ситуации», -- объяснил замглавы ФАС Андрей Цариковский. А первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов после вчерашнего заседания комиссии ТС ситуацию с лицензированием назвал «административным сбоем», который «не имеет ничего общего с нормативной базой таможенного союза».