|
|
N°115, 02 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Эстонские поезда вернут государству
Если оно решится их взять
Громкий скандал может разразиться в Эстонии -- суд обязал правительство пересмотреть итоги приватизации национальных железных дорог Rail Estonia, владельцем которых в 2000 году стал американский консорциум BRS. Фактически речь идет о национализации железнодорожного хозяйства.
Продажа железнодорожной сети -- событие для постсоветского пространства уникальное -- сопровождалась целым букетом скандалов. Газеты откровенно писали о том, что в итоге желдорога досталась аферистам, а юридические обстоятельства сделки с самого начала дали основания для разговоров о ее расторжении. Воспользовавшись общим недовольством, бывший претендент -- АО RER, созданный влиятельными местными бизнесменами, подал в суд и вот теперь выиграл дело. Правда, признав приватизацию незаконной, служители Фемиды оговорились: выполнить это решение и отобрать то, что уже продано, учитывая особенности объекта, будет крайне трудно.
На момент конкурса по приватизации железных дорог, который состоялся 13 декабря 2000 года, на Eesti Raudtee (ER) претендовали три покупателя: консорциумы Real Estonia (RE) и BRS, в которых доминировал иностранный капитал, и фирма RER, в основном представленная капиталом местным. Конкурс выиграл RE, однако 28 февраля 2001-го, когда пришло время вносить взнос, у покупателя денег не оказалось. Эстонское агентство приватизации начало переговоры со следующим претендентом -- BRS. Но тут в Эстонии появились странные эмиссары RE. Сначала некий итальянец, который оказался международным аферистом, находящимся в розыске ФБР. А затем сицилиец Джованни Спозато, живущий, по его собственным словам, то в России, то в Колумбии и пообещавший гигантские вложения. Именно он добился в Таллинском административном суде решения о приостановке процесса приватизации. RE тем не менее было окончательно отказано, но в дело включился третий конкурент -- RER, потребовавший назначить новый конкурс и тоже подавший в суд.
Теперь все зависит от позиции правительства, оказавшегося в незавидном положении. Национализация грозит международным скандалом. Она может не только подмочить репутацию "самой либеральной постсоветской страны", но и обернуться огромными материальными потерями. Во-первых, придется вернуть уже уплаченный миллиард крон, во-вторых, американцы наверняка потребуют компенсации, размер которой трудно предсказуем.
Тем не менее, учитывая расстановку сил в нынешней коалиции, можно ожидать любого исхода. Премьер Сийм Каллас, возглавлявший в момент приватизации минфин, безусловно, должен разделить ответственность за содеянное. Но половина нынешних министров -- представители Центристской партии, которая в 2000 году была в оппозиции, и всем памятно ее тогдашнее противодействие "подозрительной" приватизации. Подстрекаемые своей партией, они намерены "восстановить справедливость" любой ценой. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов, что в RER тоже входят "крутые ребята", с которыми нельзя не считаться. Уже сам факт, что суд вынес вердикт в их пользу, -- тому доказательство. Так что еще неизвестно, удастся ли партнерам -- реформистам и центристам -- договориться не "поднимать шум" накануне столь ответственного момента, как вступление Эстонии в ЕС. Решение об этом должно быть принято в декабре на саммите в Копенгагене.
Владимир СКРИПОВ