Время новостей
     N°12, 27 января 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.01.2010
Что сказал покойник
Московские власти пытаются пресечь утечку информации о смерти граждан
Столичные чиновники не оставляют надежды выдавить с рынка ритуальных услуг фирмы, конкурирующие с городскими похоронными службами. Вчера на ознакомление столичному правительству был представлен документ «О состоянии и мерах по улучшению похоронного обслуживания в городе Москве». И как заявил мэр Юрий Лужков, сейчас на одного покойника в городе приходится слишком много ритуальных служб, среди которых много «вредных для дела и вызывающих протесты москвичей» конкурентов. «При таком количестве фирм стоимость услуг не снижается. Рынка здесь не получилось», -- считают в мэрии. Помочь проблеме сдвинуться с мертвой точки, как заявил руководитель департамента потребительского рынка и услуг города Владимир Малышков, может строгий контроль за использованием милицией и врачами скорой медицинской помощи информации о покойниках.

Именно утечка сведений о фактах смерти, по словам г-на Малышкова, приводит к тому, что порой у квартиры умирающего заранее собираются несколько агентов. Сегодня, по его словам, ничто и никто не мешает скорой и милиции сливать информацию на сторону. Цена за один такой звонок, по данным департамента, в среднем составляет около 8 тыс. руб. Интерес бизнеса к сфере похоронных услуг и готовность платить за предоставление оперативных данных о потенциальных клиентах вполне оправданны. По данным Юрия Лужкова, ежегодно этот вид деятельности может приносить более 5 млрд руб. дохода. Однако чиновники настаивают на недобросовестности большинства сторонних ритуальных фирм и намерены пресечь утечку данных. В мэрии ссылаются на западный опыт, где за разглашение подобных служебных сведений предусмотрено уголовное наказание в виде лишения свободы от трех до пяти лет и штраф в размере до 100 тыс. евро. В отсутствие подобных норм в российском законодательстве столичные власти надеются просто переключить основные источники данных о смерти горожан на городскую диспетчерско-справочную службу. Как рассказал г-н Малышков, идея создания ресурса, который бы аккумулировал оперативные сведения о случаях смерти, возникла у чиновников давно. Департамент потребительского рынка и услуг пытался запустить центральную городскую диспетчерско-справочную службу ритуального обслуживания населения еще в прошлом году. Предполагалось, что данные о смерти граждан, поступающие на телефоны 03 и 02, будут аккумулироваться в единой диспетчерской службе и оперативно (в течение десяти минут с момента сигнала о смерти человека) распространяться среди городских ритуальных служб. Однако, как уточнили «Времени новостей» в пресс-службе департамента, активное сопротивление внедрению подобной системы оказывали чиновники департамента здравоохранения города, которому, собственно, и подчиняется служба скорой медицинской помощи и ГУВД Москвы. Формально противники нового информационного ресурса ссылались на федеральный закон «О персональных данных», запрещающий распространение подобной информации. Однако, по данным департамента потребительского рынка и услуг, в Санкт-Петербурге такая система была внедрена и довольно успешно позволила бороться с так называемыми «черными агентами». «На Москву и Санкт-Петербург федеральные законы распространяются в равной степени», -- считают в мэрии, полагая, что ссылки представителей здравоохранения и милиции на федеральное законодательство лишь формальность. Как вчера заявил Владимир Малышков, им все-таки удалось склонить на свою сторону руководство департамента здравоохранения. «Но мы слишком долго этого ждали», -- сетовал он. По данным пресс-службы департамента потребительского рынка и услуг, удалось достичь предварительной договоренности и с милицией. Однако конкретные сроки введения диспетчерской службы ритуального обслуживания пока неизвестны. «Документы придется посылать на повторное согласование», -- отмечают разработчики.

Пока же, судя по всему, бороться с конкурентами городские власти будут старыми методами. В частности, судя по словам Владимира Малышкова, не аттестованные при мэрии ритуальные агентства и их клиентов просто могут не пустить на городское кладбище. «Я замучился отписываться от прокуратуры и антимонопольной службы», -- сетовал г-н Малышков на замечания надзорных органов за применение подобных ограничений. По его словам, не так давно скандал разразился из-за того, что представителей не аккредитованной городом фирмы и их клиентов просто не пустили на Троекуровское кладбище. «Кладбище государственное, а хоронить, значит, может кто хочет?» -- возмущался Владимир Малышков.

Юлия ХОМЧЕНКО