|
|
N°115, 02 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Геннадий Скляр: «Останкинскую башню мы застраховали»
На прошлой неделе Минимущества объявило о завершении работ по созданию ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС). О том, как обстоят дела в компании, и о ее планах корреспондент газеты «Время новостей» Максим БАЛУТЕНКО беседовал с генеральным директором РТРС Геннадием СКЛЯРОМ.
-- Как бы вы оценили нынешнее состояние РТРС?
-- С уверенностью можно сказать, что все теле- и радиопередающие центры теперь управляются новой компанией. Сегодня мы достаточно прочно стоим на ногах, а предприятия РТРС работают практически без сбоя. В состав РТРС входят 5 тыс. башен и 18 тыс. передатчиков, которые расположены на них, а штат РТРС составляет 23 тыс. человек.
Если говорить о ближайшем будущем, то предприятиям РТРС нужна резкая модернизация, т.к. работающие передатчики фактически выработали свой ресурс, и если мы сейчас не сделаем быструю замену, то через несколько лет можем получить самые неприятные последствия. Поэтому главные усилия на сегодняшний день направлены прежде всего на то, чтобы определить, как осуществить модернизацию и найти для этого источники финансирования.
Источников финансирования два. Во-первых, это федеральный бюджет. РТРС будет продолжать выполнить ту социальную функцию, которую государство на него возложило, -- бесплатное телевизионное и радиовещание. Если государство желает, чтобы эта функция сохранялась, то оно должно найти средства для модернизации. Свой запрос на этот счет в бюджет 2003 года мы уже сформулировали, и надеемся, что Государственная дума и Совет Федерации нас поддержат.
Второй источник -- это инвестиции. В настоящее время мы ведем активные переговоры со всеми крупными компаниями, которые готовы использовать сеть РТРС для инвестиционных проектов, для развития новых видов теле- и радиовещания и видов услуг в сфере телекоммуникаций. Мы уже предложили свои возможности всем крупнейшим операторам сотовой связи -- таким, как МТС, «Вымпелком», «Мегафон». Мы находимся в очень серьезном контакте с концерном «Дейче Телеком», рядом итальянских компаний.
-- Каковы на сегодняшний день ваши взаимоотношения с РАО «ЕЭС России»? Намереваетесь ли вы найти альтернативные пути развития?
-- Все проблемы с РАО «ЕЭС России» мы получили «в наследство» от ВГТРК, и то соглашение, которое подписало ВГТРК в конце года с энергетиками, для нас чрезвычайно обременительно. Можете представить себе, что предприятие, которое только начало работать и получает свои доходы только от оказания услуг, должно платить и за сегодняшние услуги, и как-то рассчитываться с долгами, которые ей достались.
На сегодняшний день практически все текущие платежи РАО «ЕЭС России» получает вовремя. Теперь мы решаем проблему задолженности. В эти дни мы уже решили проблему долгов на Камчатке, которые составляли 63 млн рублей. Сейчас идет подписание документов по Самаре, Хабаровску и еще по ряду регионов. Мы хотим это сделать не за полтора года, а гораздо быстрее, поэтому мы ищем варианты, которые помогли бы нам достичь этой цели.
Что касается альтернативных путей, то когда мы начинали искать варианты решения проблем с долгами, мы встречались с руководством концерна «Росэнергоатома» (РЭА), который мы хотим видеть в качестве стратегического партнера, и подписали с ними соглашения о направлениях сотрудничества, которые имеют два ключевых пункта.
Первый. Сейчас мы являемся должниками РАО «ЕЭС России», которое, в свою очередь, является должником РЭА. Мы договорились, что мы используем долг РАО «ЕЭС России» перед РЭА для расшивки наших взаимоотношений с энергетиками. Мы эту работу уже начали.
Второй пункт -- стратегический и более важный. Мы хотели бы, чтобы тарифы на электроэнергию не прыгали, так как электроэнергия -- это основная часть затрат трансляции сигнала. Если тарифы будут резко изменяться, то РТРС будет вынуждено поднимать тарифы для телерадиокомпаний, которые выдержать этой гонки не могут. Именно поэтому мы искали стабилизационные варианты, и РЭА выразил готовность предоставлять свою электроэнергию по стабильным тарифам. Сегодня юридически сделать это напрямую невозможно, т.к. концерн сам не продает электроэнергию. Но в связи тем, что в ближайшем будущем пройдет реформа РАО «ЕЭС России» и РЭА как производитель электроэнергии получит доступ на энергетический рынок, в перспективе этот вариант сотрудничества мы будем рассматривать как один из основных.
-- Как развиваются взаимоотношения с крупнейшими телекомпаниями ОРТ и ВГТРК?
-- Что касается этих телекомпаний, то они исправно рассчитываются по долгам. С руководителями этих структур у нас сложились хорошие партнерские и деловые отношения. Первоначальное напряжение, которое было между нами, прошло, и я надеюсь, что никаких конфликтов в дальнейшем между нами не будет.
-- Как в настоящее время решаются проблемы, связанные с Останкинской телебашней?
-- «Останкино» работает, и при этом ведутся необходимые плановые работы по замене и установке новых передатчиков. Одновременно идет большая работа внутри по восстановлению и модернизации самой башни.
В настоящее время мы решаем первоочередную проблему -- установку лифтов, потому что после пожара они до сих пор не работают. Мы уже проверили переговоры и подписали контракты на поставку лифтов, а в следующем году намерены уже возобновить экскурсии на башню.
-- Вы можете с уверенностью сказать, что трагические события на Останкинской телебашне больше не повторятся?
-- Я думаю, что не повторятся. После пожара много исправлено из того, что привело к пожару. Кроме того, мы застраховали башню на 114 млн долларов, и даже если что-то на ней случится, то средства на ее восстановление уже будут не государственные, а от страхового консорциума, возглавляемого компанией «Гута-Страхование», который принял наши предложения и пошел на такой шаг.
-- Как бы вы оценили перспективы развития РТРС в ближайшее время?
-- Я думаю, что РТРС через модернизационные процессы будет превращаться в новую современную мультимедийную сеть, которая будет способна давать новые виды услуг, отвечающих самым современным требованиям. Те, кто сегодня говорит о том, что через некоторое время башни не будут нужны, не до конца понимают, какие же новые технологии появляются в мире. Я уверен, что без участия РТРС ничего в ближайшие годы на рынке телекоммуникаций происходить не будет.
Беседовал Максим БАЛУТЕНКО