|
|
N°149, 18 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Герои ищут наград
Спортивные функционеры соревнуются в распределении государственных денег
Успешное в целом выступление российской сборной на летних Олимпийских играх в Сиднее неожиданно спровоцировало обострение ситуации в высших эшелонах спортивной власти. Оказалось, что чиновники и функционеры от физкультуры и спорта совсем не прочь обозначить свою максимальную причастность к победам наших олимпийцев и под это дело выторговать у государства дополнительные деньги, права и льготы.
Вообще-то, зная реалии современной российской экономики и политики, осуждать их за это не стоит: не будешь шевелиться -- не проживешь. Однако, если еще совсем недавно, какой-то месяц назад, буквально накануне отъезда нашей делегации в Сидней, руководители Олимпийского комитета России и Государственного комитета по физкультуре, спорту и туризму, казалось, по большинству вопросов выступали единым фронтом, то теперь их взгляды на будущее российской спортивной отрасли и денег, в нее вкладываемых, разошлись кардинально. Первый «залп» публичной полемики дал президент ОКР. Сразу по приезде в Москву Виталий Смирнов провел пресс-конференцию для избранного круга журналистов, на которой, по сути дела, обвинил Госкомитет и его руководителей в превышении полномочий и, более того, в нарушении российского законодательства. В ответ функционеры государственного ведомства прозрачно намекнули, что вообще-то по своему статусу ОКР является общественной организацией и должен жить по тем средствам, которые ему выделяет Международный Олимпийский комитет и немногочисленные спонсоры. А к государственной «кормушке» доступ олимпийским чиновникам закрыт.
Виталий Смирнов выказывает явное неудовольствие тем, как развивались события накануне Сиднея. Это и понятно, ведь полтора года назад президент ОКР был фактически отстранен от реального управления финансовыми потоками в спорте. Тогда в Госкомитет пришел Борис Иванюженков, который сумел вскоре перехватить инициативу у главы олимпийского ведомства, а затем сделал то, чего не удавалось в советские времена ни самому г-ну Смирнову, ни другим куда более искушенным в закулисных интригах функционерам от спорта: превратил госкомитет в министерство со всеми вытекающими отсюда последствиями. В итоге ОКР оказался на задворках спортивной власти. При этом впервые за долгие годы в российском спорте появилась хоть какая-то система в распределении государственных средств, впервые федерации получали их вовремя, впервые никто не жаловался на безденежье.
Впрочем, благоденствие новорожденного министерства вскоре закончилось. В структуре нового российского правительства места министру спорта не нашлось -- после громкого фиаско отечественной хоккейной сборной на чемпионате мира в Петербурге физкультурное ведомство вновь понизили в статусе, и до сих пор в его штате официально числится один-единственный человек -- новый председатель госкомитета Павел Рожков. Тем не менее заключительная часть подготовки к Олимпиаде прошла без срывов, россияне выглядели в Сиднее вполне прилично, а сразу после окончания Игр Госкомспорт начал выплачивать медалистам положенные призовые деньги.
Руководство же Олимпийского комитета пока только апеллирует к общественности. Даже с премиями ОКР для призеров Игр ситуация выглядит почти детективной. Если цифры предполагаемых выплат (50 тыс. долл. за золотую медаль, 20 -- за «серебро» и 10 -- за «бронзу») были названы задолго до Олимпиады, то уже нынешним летом г-н Смирнов скорректировал будущие затраты: платить, оказывается, будут только лауреатам в индивидуальных видах спорта, а призерам командных соревнований ничего не полагается. Накануне отъезда на Олимпиаду глава ОКР еще уменьшил призовой фонд для россиян, обозначив, что дважды и трижды чемпион получит только одну премию. Наконец, когда олимпийцы уже вернулись в Россию, то им предложили не торопиться с получением денег. Дескать, если они придут в кассу ОКР в январе, то положенные им суммы подпадут под действие нового, куда более лояльного налогового кодекса. Где все это время будут крутиться призовые деньги, никто спортсменам не объяснил.
Президент Олимпийского комитета России Виталий СМИРНОВ:
-- У ОКР есть опыт, который был оценен государством. Мы хорошо выступили на Олимпийских играх в Атланте и Нагано. Сейчас же мы не можем ни на что влиять. При действующем порядке перечисления средств мы превращаемся в декоративную организацию. Это странно, ведь в ведущих спортивных державах именно НОК управляет спортом в стране. Такой порядок в США, где Олимпийский комитет поддерживают мощнейшие спонсоры, в Италии, где НОК получает 1 млрд долл. в год от национальной лотереи. Так что государство должно определиться с тем, кто будет управлять спортом, и хочет ли оно видеть своих атлетов претендующими на мировое лидерство.
Председатель Госкомитета по спорту и туризму Павел РОЖКОВ:
-- Мы проводим государственную политику в сфере спорта, где всегда не хватало денег на сборы, на медицину, на выезды за рубеж. Но почти все накладные расходы мы ликвидировали. И сегодня федерации уже не сетуют, что им не хватает денег. Выделяемые средства не исчезают в коммерческих банках, а хранятся на счетах казначейства. Поэтому, например, медалисты Олимпиады получат их без задержек и в полном объеме. Так, мы поощряем команду гандболистов, ставшую чемпионами в Сиднее, будут премированы и волейболисты, и ватерполисты. Мне неизвестно, по какой причине аналогичные премии в игровых видах не выплачивает ОКР.
Дмитрий ЛЕДАШИН, Виктор ХРУЩЕВ