Расследование
уголовного дела об обрушении Басманного рынка, под руинами которого в феврале 2006 года в Москве погибли 68 человек, как стало известно «Времени новостей», опять застопорилось. Следствию так и не удалось достоверно выяснить, что же именно стало причиной трагедии. По этой же причине два года назад СКП дело уже закрывал, но прокуратура с этим решением не согласилась и поручила провести дополнительное расследование. Следователи продолжили работу -- и в прошлом году подготовили дело для передачи в суд. Единственным его фигурантом вновь оказался бывший директор государственного унитарного предприятия (ГУП) «Басманный рынок» Марк Мишиев.
Однако прокуратуру это тоже не устроило, и она отказалась утверждать обвинительное заключение, вернув его в СКП для устранения недостатков. Следователям было указано, что они не «раскрыли форму» обвинения. Однако как это можно сделать, в СКП так и не поняли -- как и того, что именно хочет прокуратура. Ведь сама причина обрушения здания рынка точно не установлена, и действия г-на Мишиева, как следует из заключения экспертиз, лишь могли быть одним из факторов, приведших к ЧП. В связи с этим уже недавно СКП направил руководству Генпрокуратуры ходатайство с возражениями на позицию ее представителей.
Обрушение здания Басманного рынка, который располагался неподалеку от станции метро «Бауманская», произошло рано утром 23 февраля 2006 года. Под упавшими конструкциями погибли 68 человек, в том числе двое малолетних детей. Еще 38 человек получили травмы. Большинство пострадавших оказались гражданами Азербайджана, Таджикистана, Грузии и Узбекистана, торговавшими и работавшими на рынке. В ходе расследования было установлено, что на рынке все они и жили нелегально в подвалах здания.
Директор рынка Марк Мишиев практически сразу был назван властями одним из предполагаемых виновников трагедии. Ему предъявили обвинение в причинении смерти по неосторожности, после чего Замоскворецкий райсуд Москвы выдал санкцию на его арест. Основная претензия следствия к обвиняемому сводилась к тому, что г-н Мишиев ненадлежащим образом следил за состоянием здания рынка, в результате чего перекрытия не выдержали и обвалились. Сам директор и его адвокат Александра Алитовская называли претензии следствия неправомерными, и в марте по их жалобе суд изменил г-ну Мишиеву меру пресечения на подписку о невыезде.
В ходе расследования дела было проведено огромное количество различных экспертиз, в том числе комплексная комиссионная строительно-техническая. Именно эта самая сложная и объемная экспертиза озадачила следователей. Из ее результатов следовало, что различные нарушения были допущены как при проектировании здания в конце 1960-х -- начале 1970-х годов, так и при его реконструкции в конце 1980-х, когда внутри рынка был возведен антресольный этаж. Кроме этого эксперты установили, что само здание рынка эксплуатировалось «недолжным образом». Однако специалисты так и не смогли однозначно определить, какая именно из этих трех причин привела к обрушению кровли. Поэтому и разделить степень ответственности разных лиц -- проектировщиков, строителей и руководства рынка -- следствию не представилось возможным. Именно по этой причине столичное управление СКП 22 мая 2008 года прекратило уголовное преследование Марка Мишиева. Но руководство столичной прокуратуры решило, что виновные должны быть наказаны в любом случае, и обжаловало постановление о прекращении уголовного дела в отношении г-на Мишиева.
СКП учел все пожелания надзорного органа и возобновил расследование, в результате которого пришел к выводу, что бывший директор Басманного рынка все же виновен в трагедии из-за своего «легкомысленного бездействия».
В ходе нового расследования эксперты пришли к выводу, что здание рынка обрушилось ввиду «совокупности причин». Специалисты в области строительства и реконструкций в ходе следствия пояснили, что за зданием рынка необходимо было следить и своевременно выполнять ремонтные работы для поддержания в «должном виде». В частности, среди нарушений эксплуатации здания было выявлено «коррозионное разрушение узлов крепления вант» крыши, что «является неотъемлемой частью совокупной причины обрушения рынка». Причиной трагедии явилась и перегруженность антресольного этажа, где вопреки первоначальному проекту здания были возведены торговые павильоны, в которых «складировался тяжелый товар».
Однако, по данным следствия, «ни г-н Мишиев, ни его инженерная служба проектную документацию не истребовали и не изучали, как и не пресекли перепланировку павильонов и складирование в них». Кроме того, следствие установило, что «последний главный инженер рынка не имел специального образования и не вникал в конструктивную особенность здания». Все это, по мнению следствия, также привело к обрушению рынка.
Следствие также установило, что г-н Мишиев за четыре года работы в должности директора Басманного рынка «построил свою деятельность таким образом, что главной целью для него являлось извлечение максимальной прибыли, разрешение торговли в ночное время, в нарушение им же утвержденного паспорта безопасности». Таким образом, следствие пришло к выводу, что обвиняемый «имел возможности обеспечить нормальную сохранность здания рынка», но «не создал безопасных условий для жизни и здоровья граждан».
С учетом мнения прокуратуры следствие пришло к выводу, что трагедии можно было бы избежать, если бы директор рынка «должным образом исполнял свои профессиональные обязанности, соблюдал все нормы и правила эксплуатации здания». В результате ему было предъявлено обвинение по двум статьям УК РФ -- причинение смерти по неосторожности двум и более лицам (ст. 109-3) и причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ст. 118-2).
Обвинительное заключение было направлено в горпрокуратуру на утверждение, но ввиду «выявленных недостатков» дело было возвращено в столичный СКП «для доработки». Однако, что и как именно дорабатывать, следователи не смогли понять. В связи с этим на днях зампредседателя СКП Василий Пискарев подписал ходатайство об отмене постановления о возвращении уголовного дела по обрушению Басманного рынка на доследование на имя заместителя генпрокурора Виктора Гриня.
Как уже рассказывала газета «Время новостей», уникальную крышу-купол Басманного рынка еще в 70-е годы прошлого века проектировал руководитель группы инженеров Нодар Канчели, которого прокуратура считала виновником обрушения другого его здания -- столичного аквапарка «Трансвааль» в Ясеневе. Эта трагедия произошла 14 февраля 2004 года. Тогда под руинами погибли 28 человек, в том числе восемь детей, еще более 190 человек пострадали. После «Трансвааля» власти распорядились тщательно проверить на надежность все здания, созданные при участии г-на Канчели. Но специальная комиссия, по данным следствия, почему-то «не дошла» тогда до Басманного рынка. Впрочем, в рамках дела об обрушении Басманного рынка г-н Канчели хоть и допрашивался в качестве свидетеля, но претензий в его адрес никогда не выдвигалось.
Что касается обрушения аквапарка «Трансвааль», то суд над виновными так и не состоялся, хотя следствие пришло к выводу, что «причиной частичного обрушения аквапарка явился комплекс проектных ошибок, обусловленных грубыми просчетами при разработке проекта, в результате которых построенное сооружение не отвечало нормативным требованиям по безопасности и надежности». В сентябре 2006 года г-н Канчели, обвинявшийся в «причинении смерти по неосторожности» и «причинении тяжкого вреда по неосторожности», был амнистирован по случаю 100-летия Госдумы. А дело в отношении главы «Мосгосэкспертизы» Анатолия Воронина, которого обвиняли в халатности, было прекращено за отсутствием состава преступления.