В Москве в Институте востоковедения РАН прошла конференция, посвященная памяти историка профессора Григория Бондаревского и приуроченная к 90-летию со дня его рождения. Тон задал директор института Виталий Наумкин, напомнивший о заслугах этого ученого в востоковедении. Григорий Львович скрупулезно изучал архивы, находя в них неизвестные страницы о борьбе держав за влияние на Ближнем и Среднем Востоке, в Южной и Восточной Азии. Его страстью были бывшие колонии Великобритании. В Индии он сумел получить разрешение для работы в центральном архиве, скопировав на микропленку 74 тыс. страниц документов британского внешнеполитического ведомства. Во всех работах исследователь подчеркивал давние связи России с этими регионами.
Он писал о выдающихся деятелях Востока, со многими из которых многократно беседовал: с Индирой Ганди, например, или ее сыном Радживом. «Он первым выдвинул идею стратегического треугольника Россия--Китай--Индия», -- сказал вчера профессор Анатолий Хазанов. Еще один известный востоковед Леонид Медведко обратил внимание на то, что Бондаревский родился в один год с проектом создания государства Курдистан, правда, так и не появившегося. Хотя это предполагал Севрский договор, заключенный в 1920 году во Франции державами -- победительницами в первой мировой войне, делившими наследство Османской империи.
Бондаревский составил подробную биографию создателя государства Кувейт и основателя правящей династии шейха Мубарака ас-Сабаха (конец ХIХ -- начало ХХ века). Ученый нашел подтверждения тому, что Кувейт никогда не был подвластен Османской империи и -- редкий случай в те времена -- оставался независимым. А его правитель, поддерживая связи с британцами, налаживал отношения и с Россией. Книга «Кувейт в международных отношениях», где об этом рассказывается, издавалась ранее в эмирате на арабском языке, а в 2009 году вышла на русском. На конференции присутствовали представители посольства Кувейта: советник Фахд аз-Зуфейри и один из редакторов книги Магер Салама.
Издание увидело свет уже после гибели ученого, ставшего наставником для многих его последователей, в том числе для автора этих строк. В августе 2003 года
Григория Львовича убили в его московской квартирке, украв ордена и небольшую сумму денег. Следствие быстро арестовало подозреваемого: молодого парня, которому профессор, возможно, сам открыл дверь. Улик оказалось недостаточно для суда присяжных, который годом позже оправдал ранее судимого наркомана. Но, как показала вчерашняя конференция, профессор не умер: он жив в своих трудах и воспоминаниях коллег, двух дочерей и внуков.