Эпоха Минтимера Шаймиева завершается в Татарстане.
Вслед за экс-главой Свердловской области Эдуардом Росселем из региональной политики уходит еще один политический тяжеловес федерального масштаба, знаковый губернатор ельцинской эпохи. Однако уход лидера Татарстана значительно отличается от других губернаторских отставок. Г-н Шаймиев уходит по собственной инициативе -- во всяком случае, такова внешняя сторона дела -- и оставляет вместо себя выбранного им самим преемника, премьер-министра республики Рустама Минниханова.
О том, что в этом году в Татарстане появится новый президент, было известно давно. Полномочия Минтимера Шаймиева истекают 25 марта, и все эксперты сходились во мнении, что переназначения ждать не приходится. В администрации президента взят четкий курс на смену состава региональной команды. Неожиданным стало, однако, то, что г-н Шаймиев не стал дожидаться, пока глава государства внесет на обсуждение регионального парламента кандидатуру нового избранника, а вместо этого в день Госсовета 22 января сам заявил о намерении оставить пост главы республики. Фактически взял самоотвод.
На собранной чуть позже пресс-конференции в Казанском кремле Минтимер Шаймиев подчеркивал, что уходит по доброй воле. «Уже в 2005 году я ставил вопрос о том, чтобы не наделять меня дальше полномочиями президента. Мотивы для такого решения были внутренние, -- заявил он. -- Тогда Владимир Владимирович Путин, будучи президентом, попросил еще один срок поработать». «Подзадержался я у власти, -- добавил г-н Шаймиев. -- Но сегодня чувство свободы начинает вселяться мне в душу».
Он подчеркнул, что будет поддерживать своего преемника, а также отметил, что не собирается подобно многим отставным главам регионов перебираться в Москву на подходящую должность: «Мне не хочется занимать какую-то должность, достаточно много у меня их было». Вместо этого лидер Татарстана хотел бы «для души» заняться возрождением Булгарского музея-заповедника -- места, где в России был принят ислам. «Понимание в федеральном центре по этому вопросу тоже есть», -- уточнил он.
Впрочем, несмотря на это, ряд экспертов не верит в абсолютно добровольный самоотвод регионального лидера такого уровня. Некоторым кажется, что аппаратная борьба вокруг вопроса о переназначении г-на Шаймиева закончилась поражением и он предпочел уйти, что называется, с высоко поднятой головой и на своих условиях.
«Смена власти в Татарстане отвечала интересам центра, и скорее всего в этом отношении была достигнута договоренность с регионом, -- такую точку зрения корреспонденту «Времени новостей» высказала эксперт Центра политической конъюнктуры Оксана Гончаренко. -- Минниханов -- человек Шаймиева, при нем система власти останется прежней, а Шаймиев и его окружение смогут сохранить влияние на ситуацию и экономические активы. Таким образом, удалось компромиссным путем решить вопрос смены власти в Татарстане с учетом интересов региональных элит».
Политолог Дмитрий Орешкин полагает, что уход г-на Шаймиева -- «удачный пример того, как в рамках консенсуса элит решается проблема замены кадров в регионах». «Шаймиев уходит в почетную отставку, -- сказал эксперт корреспонденту «Времени новостей». -- Мы видели, как перед его отставкой целеустремленно были вскрыты некоторые коррупционные скандалы в МВД, в экономике Татарстана. Это был сбор компромата и введение в общественное мнение идеи о том, что дела в Татарстане идут неважно. Потом этот компромат был предъявлен главе республики, который оказался перед выбором: или он уходит, или кто-то из его окружения сядет. Шаймиев правильно воспринял эту ситуацию и правильно понял, что пора уходить, но выторговал сохранение ключевых позиций за своей элитой. В Татарстане остается его человек, который будет защищать базовые интересы региональной элиты в ее взаимодействии с Кремлем».
Напомним, что Минтимер Шаймиев возглавил Татарстан 20 лет назад -- в 1989 году, получив пост первого секретаря Компартии. Позже он встал во главе Верховного совета республики, тем самым закрепив свое лидерство. В 1999 году в ходе выборов депутатов Госдумы и в преддверии ухода Бориса Ельцина президент Татарстана сделал ставку на блок «Отечество -- вся Россия», став одним из его лидеров вместе с мэром Москвы Юрием Лужковым и экс-премьером Евгением Примаковым. Впоследствии г-н Шаймиев вошел в состав высшего совета «Единой России». «Власть обещала не вмешиваться в дела Шаймиева и его клана, а он обеспечивал символическую лояльность и высокие показатели голосования за «Единую Россию». Шаймиев был опытным политическим игроком. Он умело играл на противоречиях между союзным центром и РСФСР, потом на противоречиях между ветвями власти, -- напомнил корреспонденту «Времени новостей» заместитель генерального директора Центра политтехнологий Алексей Макаркин. -- Благодаря этому он смог добиться выгодного соглашения между центром и республикой. Однако это была уникальная историческая ситуация, которая больше не повторится. И Рустам Минниханов с самого начала не будет фигурой федерального масштаба».
Будущий новый президент Татарстана Рустам Минниханов родился 1 марта 1957 года. По первому образованию инженер-механик, по второму -- товаровед (окончил заочный Институт советской торговли в 1986 году). Свою политическую карьеру начал в 1983 году с должности заместителя председателя правления Сабинского райпо. С 1996 года занимал пост министра финансов Татарстана, в 1998-м возглавил республиканское правительство. Поскольку Госсовет Татарстана полностью контролируется «Единой Россией» (как, впрочем, и другие региональные парламенты), никаких проблем с наделением г-на Минниханова президентскими полномочиями не возникнет.
Уход Минтимера Шаймиева только первая из многих значимых отставок в региональной политике, которые ожидаются в 2010 году в связи с истечениями сроков полномочий у ряда губернаторов. Всего за этот год сразу 30 региональных лидеров должны покинуть свои посты или быть переназначены. Среди них, в частности, такие тяжеловесы, как президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов, губернаторы Кемеровской и Калининградской областей Аман Тулеев и Георгий Боос. Между тем старт процедуры замены президента Татарстана разительно контрастирует с аналогичным процессом в Дагестане, где еще с прошлого года ждут решения вопроса о том, останется ли на своем посту действующий президент Муху Алиев. И если нет, то на кого его заменят. Формальный крайний срок внесения кандидатуры в местное заксобрание пропущен (19 января), хотя Дагестан уже почти полгода буквально лихорадит от тревожных предчувствий и войны компроматов, которая, кажется, тесно переплетается иногда с войной диверсионной, ведь каждый теракт это повод еще раз поговорить о несостоятельности власти.
Дагестану и не снилось спокойствие и выдержка Казани, которая уведомила Кремль, что Минтимер Шарипович Шаймиев не претендует на следующий срок, и получила в ответ кандидата, абсолютно согласованного с уходящим лидером. Это свидетельствует о высочайшем уровне взаимоотношений Татарстана с Москвой, выстроенных за 20 шаймиевских лет. Дагестану да и большинству других российских регионов есть к чему стремиться.