Время новостей
     N°10, 25 января 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.01.2010
Две модернизации
Политологи о развитии политической системы страны
Корреспондент "Времени новостей" Наталья РОЖКОВА попросила политологов прокомментировать итоги Госсовета, который должен был ответить на вопрос, возможна ли модернизация России без модернизации ее политической системы.



"Президент не готов размягчать существующую систему"

Иосиф ДИСКИН, сопредседатель совета по национальной стратегии:

-- Существенно, что президент продемонстрировал: он слышит критику и готов к ней прислушиваться. Первый раз за время своего существования Госсовет рассматривал вопросы развития политической системы. И это ответ на заявления некоторых наблюдателей, что модернизация возможна без демократизации. Фактически президент отвечает на это: нет, модернизация возможна только интегральная -- и политическая, и экономическая. Также президент показывает, что он готов вести диалог со всеми влиятельными силами общества и их выслушивать. Но это не значит, что он готов размягчать или разрушать существующую систему. Скорее он подал сигнал о том, что система имеет дефекты, но функционирует. Приоритетом является использование потенциала существующей системы и ее адаптация с учетом реальных, а не выдуманных дефектов. При этом президент готов обеспечить, чтобы в условиях модернизации политическая система выступала интегратором разных политических сил. Чтобы были слышны позиции всех значимых игроков. Реализуя идеи политической модернизации, президент уже направил в Думу проект, связанный с расширением представительства политических партий в региональных парламентах, а в послании Федеральному Собранию говорил, что можно постепенно двигаться в сторону снижения барьеров и отказа от сбора подписей. И по поводу нарушений на выборах было сказано, что такие факты надо выявлять и наказывать. И вот пожалуйста -- отменены результаты выборов в Дербенте. В этом смысле мне был странен ряд выступлений оппозиционных лидеров, которые рвали рубаху на груди и стучали в открытые двери. С моей точки зрения, ход Госсовета показал, что в развитии политической системы главной проблемой является не столько законодательство, сколько правоприменительная практика. Но тут для исправления ситуации необходима более активная позиция самих политических партий и гражданского общества.

"Надо просто соблюдать существующие законы"

Дмитрий ОРЕШКИН, политолог:

-- Перестройка политической структуры невозможна, потому что президент сказал, что выборы в принципе правильно отразили расклад политических сил. Это сигнал всей региональной и федеральной бюрократии, что надо продолжать в том же духе. Значит, будут и дальше нарушаться законы о выборах, а тогда почему бы не нарушать и все остальные? Отсюда начинаются проблемы, вызванные правоприменительной практикой. Если можно сажать за уход от налогов Ходорковского и нельзя Абрамовича -- это избирательное правоприменение, это нарушает принцип, что закон обязателен для всех. В коррупции публично обвиняют Зязикова или Строева, а потом доследования не проводится, значит, коррупция кому-то позволена, а кому-то нет, и люди делятся на неприкасаемых и прикасаемых. И если в Чечне конституционный порядок, то почему господин Кадыров говорит о кровной мести, разве она предусмотрена Конституцией?

Словом, мне кажется, что проблема реформирования политической системы очень проста: надо просто соблюдать все существующие законы, они не так уж плохи. Начиная с Конституции, которая не соблюдается, с закона о выборах, об охране частной собственности, о суде. Не надо ничего говорить о реформировании политической системы: соблюдать существующие законы, только и всего. Но чтобы начать это делать, надо сначала принятые неправовые решения признать незаконными, а тех, кто их продавил, признать виновными. И, в частности, тех, кто фальсифицировал выборы, отстранить от работы и с марта начать считать честно. Но система власти выстроена под бюрократию, соответственно при таком раскладе бюрократия на выборах перестанет рисовать нужные результаты. Тут возникают риски, связанные с дезинтеграцией политического пространства. Стоит попробовать встроить Кадырова в конституционный порядок, как он тут же уйдет в горы и его бойцы будут сопротивляться. Вопрос в том, готово ли общество платить за свою территориальную целостность, за иллюзию величия государственного единства жизнью в таком обществе, выстроенном не на законе, а на понятиях. Пока готово.

"Реформы все-таки будут"

Алексей МАКАРКИН, заместитель генерального директора Центра политтехнологий:

-- По содержанию не было ничего принципиально нового -- в целом программа была ранее намечена в послании президента. Самое главное, что на Госсовете произошла достаточно серьезная дискуссия. Сами по себе высказанные предложения достаточно осторожны, и некоторые из них носят спорный характер, например переход на пропорциональную систему выборов на региональном уровне по образцу Госдумы. Это действительно могло бы расширить представительство партий в региональных парламентах, но если ликвидировать одномандатников на региональном уровне, то возможности для выдвижения независимых кандидатов уже не будет, разве что на уровне местного самоуправления. С учетом того, что у нас ограниченное количество партий, а некоторых политиков вообще в партии не принимают, шансов у них не будет. А главное, надо понимать, что основная наша проблема -- это практика. Сама по себе пропорциональная или смешанная система не дает гарантий чистых выборов, дело в практике. И значительная часть Госсовета была посвящена именно этому.

Кроме того, еще один важный момент: возникла проблема, должна ли политическая модернизация сопутствовать экономической. Я не думаю, что кто-то всерьез высказывал точку зрения, что политическая модернизация должна предшествовать экономической, поэтому остается два варианта. Либо у нас экономическая модернизация с небольшими поправками технического характера в политической сфере, а серьезные изменения откладываются до наступления всеобщей стабилизации, которая, понятно, никогда не наступит. Либо экономическая модернизация опережает политическую, хотя политическая все равно проводится, пусть поэтапно и осторожно. В первом варианте она откладывалась до полной победы над "мировым империализмом". Фактически на Госсовете была поддержана именно вторая модель, так что реформы все-таки будут.

Наконец, важно, что впервые наша системная оппозиция, достаточно умеренная, получила возможность публично высказаться на столь солидном уровне. И впервые такая дискуссия прошла с участием и президента, и Путина как председателя партии «Единая Россия». Похоже, наши политики соскучились по дискуссии такого уровня.