Переговорный тупик,
в котором остаются «Газпром» и польский концерн PGNiG по вопросам поставок газа, тарифа на транзит и управления польским участком трубопровода Ямал--Европа, привел к нестандартному решению. 20 января на заседании наблюдательного совета совместного предприятия EuRoPolGaz (является владельцем трубы) в Варшаве представители акционеров на три месяца отстранили от работы всех членов правления компании. Обязанности председателя правления EuRoPolGaz вместо Михала Квятковского будет исполнять глава PGNiG Михал Шубский, зампреда Юрия Калужского -- зампред правления «Газпрома» Александр Медведев, а третьего члена правления Ежи Табаку заменит зампред правления польского госконцерна Мирослав Добрут.
В пресс-релизе «Газпрома» причины такого экстравагантного решения не объясняются. Неофициально в российском концерне говорят, что менеджмент не справился с давлением и не мог адекватно работать в интересах обоих акционеров. Представитель PGNiG Йоанна Васицка-Закжевска заявила, что основанием для отстранения послужило «длительное отсутствие взаимодействия между членами правления, что заблокировало процесс принятия решений в компании». «По мнению наблюдательного совета EuRoPolGaz (его возглавляет Александр Медведев, но польская сторона имеет численный перевес, четверо против троих. --
Ред.), это приведет к лучшей организации работы СП, не связанной с переговорами о пересмотре межправительственного соглашения (о сотрудничестве в газовой сфере. --
Ред.), -- говорится в сообщении PGNiG. -- Только прямое вовлечение двух основных акционеров в процесс управления EuRoPolGaz гарантирует нахождение решений всех спорных вопросов за отведенное время».
Конфликт между «Газпромом» и PGNiG вокруг управления газопроводной компанией длится уже много лет и давно вышел за уровень коммерческих разногласий между акционерами. Концернам принадлежит по 48% акций в СП, а оставшиеся 4% находятся у фирмы Gas Trading. Акционерами трейдера являются PGNiG, «Газпром экспорт» и компания Bartimpex польского миллионера Александра Гудзоватого, но реально ее и соответственно большинство в EuRoPolGaz контролирует госконцерн из Польши. Более того, назначенный польской стороной главный исполнительный директор СП обладает правом последнего слова при возникновении спорных вопросов между акционерами. Подоплека спора заключается в желании российской стороны установить паритет во владении и управлении газопроводом и в намерении Варшавы в обмен на такую уступку выторговать наилучшие условия поставок и транзита газа.
Ровно три года назад заседание наблюдательного совета EuRoPolGaz в Москве завершилось скандалом. Польские представители отказались приезжать в «Газпром», и мероприятие состоялось в отеле, где они жили. Российские представители туда приехали, но предложили впредь не проводить заседаний совета и решать технические вопросы работы СП по почте. Одновременно тянется битва за тарифную ставку, которая переросла в вялотекущие судебные разбирательства с неясными перспективами. Тариф должен ежегодно утверждаться в польском энергетическом регуляторе URE на основе заявки со стороны СП. Противоречия между акционерами не позволяют подать в госорган согласованную ставку, в результате тот рассматривал сразу две заявки. «Газпром» настаивает на тарифе, который обеспечивает безубыточность деятельности EuRoPolGaz, но не предполагает доходности на вложенный капитал. PGNiG хочет заложить в тариф прибыль. С учетом политических реалий URE принимал либо компромиссное решение по своему усмотрению, а «Газпром» тут же оспаривал его в польских судах, либо вставал на сторону польской компании. Однако российский концерн продолжал платить исходя из своих представлений. В итоге в 2006 году EuRoPolGaz получил на 20 млн долл. меньше, чем устанавливал польский регулятор.
Дело дошло до того, что СП подало на «Газпром экспорт» в Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ (МКАС) на сумму 110 млн долл. В конце 2008 года МКАС даже вынес решение в пользу истца, скорректировав сумму до 23 млн долл. с учетом процентов. А на днях Высший арбитражный суд опубликовал постановление об отказе принять к рассмотрению кассационный иск «Газпром экспорта» на решение международного арбитража, так как по транзитному контракту МКАС является последней инстанцией. Тем не менее в «Газпром экспорте» утверждают, что дело не закрыто и они будут продолжать оспаривать взыскание этой суммы в рамках исполнительного производства.
Как уже отмечалось, сейчас Москва и Варшава ведут тяжелые политизированные переговоры о пересмотре межправительственного соглашения в газовой сфере. Польше нужны дополнительные поставки 3 млрд кубометров газа в год. В 2006--2008 годах их обеспечивал трейдер RosUkrEnergo, который лишился бизнеса. «Газпром» увязывает увеличение поставок (стороны обсуждают продление контракта еще на 15 лет, до 2037 года, с ростом объемов на 30%) с решением вопросов по владению и управлению EuRoPolGaz, а также снятию тарифных претензий за прошлые годы.
Переговоры проходят на фоне возможного дефицита газа в Польше, хранилища которой будут опустошены до окончания отопительного сезона, что усиливает переговорную позицию «Газпрома». Как уже сообщала газета "Время новостей", польский вице-премьер Вальдемар Павляк разрешил использовать газ из стратегического резерва.