|
|
N°9, 22 января 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Детская палата
Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов призвал расформировать интернаты для сирот
Предположения о том, что фигура детского омбудсмена в России с приходом на эту должность адвоката, политика и шоумена Павла Астахова станет более публичной, похоже, оправдываются. Вчера детский уполномоченный дал первую пресс-конференцию, на которой сразу же заявил о новациях, которые он собирается привнести в сферу защиты прав несовершеннолетних в России. Г-н Астахов, в частности, дал понять, что в ближайшее время в России может появиться институт детских уполномоченных при федеральных округах, а также детская общественная палата, задачи которой, впрочем, пока остаются туманными.
«Я сейчас написал докладную о том, чтобы ввести систему уполномоченных по правам ребенка в федеральных округах», -- цитирует слова г-на Астахова РИА Новости. Детский уполномоченный надеется, что его инициатива будет одобрена президентом. По его мнению, если предложения о создании детской общественной палаты будут поддержаны, то новый институт детской правозащиты будет создан в самое ближайшее время.
Однако создание детской ОП и института омбудсменов при федеральных округах не единственные новшества, которые Павел Астахов намерен внедрять в сферу защиты прав детей в России. В числе основных направлений своей работы г-н Астахов выделил расформирование большинства интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На месте этих учреждений, по словам Астахова, должны появиться специализированные консультационные центры для приемных родителей. Кроме того, адвокат входит в число сторонников введения в России института ювенальной юстиции -- особого режима правосудия для несовершеннолетних. Создание ювенальной юстиции детский омбудсмен пообещал всячески поддерживать. Главный детский уполномоченный также не обошел тему насилия в отношении детей. По его словам, ответственность за противоправные действия лежит не только на приемных семьях или «кровных родителях», но и на тех, «кто допустил и попустил совершение насилия в отношении ребенка», т.е. на органах опеки и попечительства. В отношении руководителей этих учреждений, утверждает Астахов, «актуально рассматривать дела о халатности».
Примечательно, что новый детский омбудсмен не собирается отказываться от удачных проектов своего предшественника, Алексея Голованя, который подал в отставку в канун новогодних праздников, проработав на своем посту всего четыре месяца. Г-н Астахов, в частности, пообещал пристрастно отнестись к процессу обеспечения выпускников детских домов жильем, поскольку сегодня ни один регион, по мнению уполномоченного, не выполняет в полном объеме обязанности социальной поддержки детей-сирот. Также омбудсмен не собирается останавливать процесс распространения института государственной детской правозащиты в регионах, пообещав, что детские уполномоченные появятся во всех регионах страны, на чем настаивал и Алексей Головань.
По мнению президента общественной организации «Право ребенка» Бориса Альтшуллера, функции детской общественной палаты пока непонятны, но сама идея дать голос детям неплохая. «А то они смотрят на взрослых, обсуждающих вопросы, которые касаются непосредственно их, но выразить свое мнение не могут. Главное, чтобы эта организация не превратилась в профанацию, но такие опасения возникают в отношении практически каждой идеи перед началом ее осуществления», -- заявил корреспонденту «Времени новостей» Борис Альтшуллер. Создание института детских уполномоченных в федеральных округах правозащитник также поддерживает. «Ведь всегда легче назначить восемь человек, чем 80. Эти люди будут намного более независимы, чем уполномоченные в регионах, которые назначаются губернаторами и лояльны местной власти», -- считает г-н Альтшуллер, подчеркивая, что основной проблемой детской правозащиты в регионах может стать процедура назначения омбудсменов. «Если они будут подотчетны одному человеку, их деятельность будет намного эффективнее. Они будут критичны и боевиты», -- отмечает г-н Альтшуллер. Сейчас же, по его мнению, «в регионах торжествует правовой абсурд». Например, в Белгородской области местный детский омбудсмен Светлана Кабалинова по совместительству является еще и начальником областного отдела опеки и попечительства. «Дошло до того, что на одном из судов она является одновременно и ответчиком как руководитель управления опеки и попечительства, и третьим лицом, призванным судьей в качестве детского омбудсмена», -- рассказывает правозащитник.
Между тем Павлу Астахову вскоре представится хорошая возможность оценить ситуацию в сфере защиты прав детей в регионах лично. В ближайшее время детский омбудсмен отправляется в инспекционную поездку по самым проблемным точкам страны с точки зрения соблюдения прав детей. Первым пунктом поездки станет Иркутск.
Вячеслав КОЗЛОВ