Время новостей
     N°9, 22 января 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.01.2010
Как облупленные
На московские экраны вышли «Яйца судьбы»
Создатели скетчкома «Наша Russia», продюсер Гарик Мартиросян и авторы сценария во главе с Семеном Слепаковым, сняли полнометражный фильм, главными героями которого стали Равшан и Джумшуд, гастарбайтеры, и их бригадир Леня (краем пробегает еще совершенно не нужный сюжету «голубой» рабочий Иван). Остальных персонажей своего юмористического сериала, что с 2007 года идет на канале ТНТ, авторы в фильм вводить не стали. То есть в сценарии они присутствовали, и даже сцены с их участием были отсняты и, по словам режиссера Глеба Орлова, показались удачными и смешными, но все же ими пожертвовали ради цельности повествования. Потому что фильм «Яйца судьбы» был задуман не как повторение удачных эпизодов сериала, а как самостоятельное и цельное произведение, имеющее свой законченный сюжет, с завязкой и, что важно для его авторов, развязкой. Не как в «Самых лучших фильмах» (1 и 2), которые делали совсем другие люди.

Авторы «Яиц» хотели, чтобы было не только смешно, но и осмысленно. Сюжет таков: один очень богатый человек нанимает бригаду, чтобы привести в порядок свою квартиру, которую несколько поцарапал, расстреливая группу гостей, его преданный охранник Бизон. Подряд на ремонт достался прорабу Лене, он вызвал своих подчиненных из солнечного Нубарашена, и они прибыли в чемодане по багажному транспортеру... А олигарх как раз отлучился -- поехал к гадалке узнать, почему счастья в жизни нет. А у Лени свадьба, и надо заказать ресторан. А в это время Равшан и Джумшуд случайно разгромили квартиру и нашли тайну -- золотые яйца, в которых заключена удача олигарха, но только они не знали, что это такое, потому что взяли их не глядя... И побежали спасать любимого начальника, которого, как они подумали, забрали в Склиф, в то время как на самом деле Леня был совершенно здоров, и пришлось ему гоняться за ними по всей Москве, и в результате таки попасть в Склифосовского, но там им встретиться не удалось, зато олигарх узнал, кто украл яйца, и тоже включился в преследование...

С сюжетом такого рода нужно быть осторожнее -- он и так-то еле держится, а при пересказе начинает и вовсе кособочиться и осыпаться, как отремонтированные Равшаном и Джумшудом квартиры. Тем более что снято и придумано это, как обычно у нас и бывает, на живую нитку: сценарий менялся буквально до последнего съемочного дня или даже до последнего дня монтажа. И собственно, почему одни эпизоды и герои оставлены в картине, а другие выброшены, тоже малообъяснимо, сюжет-то движется, но вот что им движет, кроме воли авторов, так и остается непонятным.

Необъяснимая и поистине маниакальная любовь гастарбайтеров к своему начальнику в соединении с крайней степенью их идиотизма должна, по мысли авторов, создать почву для бесконечного количества комических ситуаций, из которых героев будет выручать стихийная везучесть и лучезарная доброта. Однако этого оказалось недостаточным, чтобы по-настоящему очеловечить Равшана и Джумшуда, придать им какой-то объем. Герои эпизода неминуемо выходят и ярче и смешней, в них есть и злободневность, и элементы сатиры... Получилась своего рода каша из топора, придуманные для украшения основной истории персонажи в этом фильме более забавны и увлекательны. Честно сказать, и Александр Семчев (Бизон), Виктор Вержбицкий (главный злодей, что понятно), Роман Мадянов (еще один олигарх) и другие актеры, приглашенные на съемки именно фильма, работают более убедительно и обаятельно, чем его главные герои. Которым не только ничего нового не придумано, но старые их приспособления сокращены до минимума. Понятно, что Равшан и Джумшуд достигли той степени популярности, что уже стали своего рода фольклором, то есть теперь не они должны быть похожи на гастарбайтеров, а гастарбайтеры на них, но если в скетчах лингвистической пародии в принципе достаточно, то в фильме уже нужно что-то другое, какой-то характер, образ или типаж на худой конец. А вот этого нет -- пластическими, психологическими или социальными характеристиками ни Михаил Галустян, ни Валерий Магдьяш, ни даже Сергей Светлаков под руководством режиссера-дебютанта Глеба Орлова не разжились. Отчего и становится скучновато. Все-таки именно герои должны двигать сюжет, а в результате он движется под собственным весом, к неминуемой и скорой развязке.

Но смотреть фильм не противно. В нем нет ничего пошлого или нечестного. Все старались. Другое дело, что современные комедии, сконструированные из успешных ТВ-проектов, обречены на фрагментарность и легкость в мыслях необычайную, материал такой. В «Яйцах судьбы», несмотря на все усилия, направленные на создание цельной, хотя и откровенно неправдоподобной истории, в одной сцене Равшан кидается с ножом на говорящее кресло, чтобы убить злого духа, а в другой у него из чемодана выпадает роман Драйзера, и это несоответствие легко сходит с рук сценаристам, потому что у них нет героя Равшана, а есть очень условный знак, которым легко заместить кого угодно. Как в эпизоде про банкет-маскарад у всемогущего миллионера, где фамилии Познера и Цекало становятся пропуском для наших гастарбайтеров, потому что никто не задается вопросом, а что такое на самом деле Познер и Цекало, достаточно названия. Кстати, в этом же эпизоде принимает участие настоящий Басков в роли самого себя, совершенно не отличимый от Баскова как такового, а натюрель, так сказать. Пародия на сегодняшнюю жизнь плохо отличается от самой жизни -- все уже и так доведено до абсурда. Смешным становится то, что назначено смешным, шутки привычно повторяются, как бы давая знак: здесь смеяться, но публика вполне довольна и не требует большего. Что именно подвергается осмеянию в этой комедии, над чем смеемся -- вопрос не праздный, но давно уже считающийся чем-то неприличным.

Собственно, самое смешное и удачное в фильме -- самоирония. Тут авторы как бы стремятся предвосхитить реакцию некоторой части публики. Тут чувствуется, что тема близкая и волнующая. В остальном вес оказался слишком легким -- одноразовым... Что, впрочем, может быть, и не противоречит целям создателей. Кто-то из них сказал, что не расстроится, если зрители, выйдя из зала, сразу забудут, что смотрели.

В старых классических комедиях, например, у Гайдая, которого тоже в свое время ругали за легковесность, подвергался комедийному осмеянию устойчивый и понятный советский мир, многократно показанный в серьезном кино, где, в сущности, все акценты уже были поставлены, даже школьник знал, кто хороший и кто злодей, что правильно и честно, а что преступно и наказуемо. Сегодня наша картина мира не предполагает общих координат -- да, мы все стоим в пробках, сталкиваемся с гадалками и врачами, которым надо опохмеляться, а не оперировать, делаем ремонты силами наших зарубежных друзей и даем взятки гаишникам, но это только частные приметы нашей жизни, ее отдельные, не сведенные воедино внешние черты. Увидеть настоящий портрет современности, с которого потом уже можно сделать карикатуру, не получается ни у кого.

Поэтому еще анекдот рассказать можно, да и то он сразу забывается, а создать настоящую комедию, увы, нет. И это проблема не авторов «Нашей Раши», а всей нашей Раши, ее культуры, ее приоритетов и ценностей, так до сих пор художественно и не осмысленных.

Алена СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Кино