|
|
N°9, 22 января 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Семья» защитит природный газ
Газовая энергетика Европы за всю свою бурную и короткую историю не переживала таких серьезных перемен, как те, что происходят сейчас. Об этом говорил вчера на заключительном раунде трехдневной энергетической конференции газеты Handelsblatt в Берлине глава правления крупнейшей газовой немецкой компании E.ON Ruhrgas Бернхард Ройтерсберг. Если первые дни работы конференции были посвящены в основном поискам долгосрочных стратегий перехода к энергетике, основу которой составят возобновляемые источники, то вчера говорили о природном газе. Проблемы и перспективы, связанные с этим энергоносителем, оказались для слушателей в зале (он было полон, как и в первый день), очевидно, не менее увлекательными, чем презентации проектов по выработке электричества для Европы с использованием солнца африканской Сахары.
Московский гость, зампред правления «Газпрома» Александр Медведев, был представлен устроителями с особым подъемом. Ему было зарезервировано кресло между Бернхардом Ройтерсбергом и Райнером Зеле -- главами E.ON Ruhrgas и Wintershall, обеих немецких газовых компаний, участвующих совместно с «Газпромом» в двух крупнейших инвестиционных проектах -- строительстве газопровода «Северный поток» по дну Балтийского моря, а также проекте по освоению Южно-Русского месторождения в Сибири. «Таким образом, вся «семья» в сборе», -- переглянулся г-н Ройтерсберг со своими партнерами.
После чего изложил амбициозные планы, реализацией которых «семье» предстоит заняться, чтобы сохранить место на рынке. «Будучи самым чистым среди сгораемых энергоносителей, газ может и должен играть ключевую роль в энергоснабжении будущего с пониженным уровнем эмиссии двуокиси углерода», -- подчеркнул шеф E.ON Ruhrgas. При этом от газовиков требуется «не почивать на лаврах». Газовая энергетика должна демонстрировать силу инноваций, быть проводником новых технологий и способствовать скорейшему достижению ими своей рыночной зрелости. Что же касается укрепления имиджа природного газа, то, как считает г-н Ройтерсберг, отрасли необходимо позиционировать свой энергоноситель в условиях изменившегося рынка в качестве экономичного, современного, оберегающего окружающую среду и климат.
Впрочем, последнее замечание шефа E.ON Ruhrgas предназначалось не только коллегам. «От политики мы ожидаем наконец, что она признает значение природного газа для энергоэффективности, охраны климата и вывода на рынок возобновляемых энергий и обеспечит это признание путем соответствующих рамочных условий», -- потребовал г-н Ройтерсберг. И добавил: «Это я говорю здесь, в Берлине, не в последнюю очередь имея в виду новую национальную энергополитическую концепцию, которую федеральное правительство должно обнародовать предстоящей осенью. В ней газ должен быть представлен подобающим образом».
В этом требовании г-ну Ройтерсбергу чуть позже в своем выступлении подставил партнерское плечо Александр Медведев. Высоко отозвавшись о коалиционном соглашении нового федерального правительства Германии, он все-таки пожурил его создателей: «До сих пор в стратегиях европейских стран по развитию энергии и охране климата значению природного газа уделяется недостаточно внимания в балансе чистых энергоносителей. Коалиционное соглашение нового германского правительства является хорошим тому примером. В документе есть призыв к «динамичному энергобалансу», но недостает упоминания значения природного газа как чистой альтернативы другим традиционным видам топлива». Из Берлина г-н Медведев попытался достучаться и до Брюсселя: «На этот счет приходится мало слышать и от Европейской комиссии, что меня, честно говоря, удивляет».
Бернхард Ройтерсберг выразил убежденность в том, что природный газ в Европе в долгосрочной перспективе обладает устойчивыми шансами. В этом смысле теперешняя ситуация из-за глобального кризиса выглядит несколько менее оптимистично. «Европейская газовая отрасль находится в настоящее время, без сомнения, в ситуации избыточного предложения, -- отметил он. -- Подобное положение может определять характер рынков еще некоторое время. По оценкам экспертов, оно может завершиться в период с 2011 по 2015 год».
Крупные газовые компании, составляющие основу европейской отрасли, мыслят при этом категориями десятилетий. Именно поэтому, даже перед лицом нынешней ситуации, когда приходится закупать меньше газа у производителей, важнейшей задачей отрасли остается обеспечение импортными закупками на долгосрочную перспективу. Испытанные десятилетиями долгосрочные договоры между производителями и импортерами глава E.ON Ruhrgas называет «хребтом закупок» в будущем. С учетом нынешней ситуации, когда произошел ощутимый спад спроса на газ у конечных потребителей, г-н Ройтерсберг признает: «Нет секрета в том, что на действующие долгосрочные договоры в настоящее время оказывает свое давление кризисное падение спроса».
Главным образом это касается контрактов E.ON Ruhrgas, заключенных на годы, а то и десятилетия вперед, с российскими и норвежскими партнерами. Основополагающий принцип этих контрактов -- формула «бери или плати». «В настоящее время мы находимся в состоянии переговоров со всеми производителями газа, -- сказал корреспонденту «Времени новостей» официальный представитель E.ON Ruhrgas Адриан Шаффранец. -- В одних случаях переговоры уже доведены до завершения, в других близки к этому. Долгосрочные договоры подтверждают, что они в качестве инструмента наилучшим образом пригодны для того, чтобы отражать актуальное, подчас сложное развитие на газовом рынке. Это подчеркивает, с одной стороны, их гибкость, а с другой -- их вклад в надежность и безопасность энергоснабжения».
«Переговоры завершены. Они не были пересмотром, но небольшими модификациями существующих контрактов. Главные принципы контрактов остаются неизменными», -- подтвердил вчера Александр Медведев. Он также признал, что не только принципы, но и сами долгосрочные контракты останутся главной основой взаимоотношений продавца и покупателя. Не слишком беспокоит его и текущая ситуация с падением спроса -- в конце концов, отметил топ-менеджер российского газового монополиста, показатель спроса сегодня не упал ниже уровня 2007 года. Но основу оптимизма г-на Медведева скорее следует искать в более отдаленном будущем: «К 2030 году Европе потребуется дополнительно к законтрактованным объемам еще 300 млрд кубометров газа в год», -- напомнил он.
Юрий ШПАКОВ, Берлин