|
|
N°114, 01 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Не надо оправдываться»
Адвокат и известный защитник прав автовладельцев Леонид ОЛЬШАНСКИЙ считает, что новый КоАП дает водителям возможность отстаивать свои права.
Жизнь граждан, привлекаемых к административной ответственности, и жизнь автолюбителей, в частности, после 1 июля, на мой взгляд, улучшится. Одно из принципиальных положений заложено в самом начале кодекса -- это статья 1.3. В ней закреплено верховенство российского кодекса над местными актами. Мы не будем больше подчиняться распоряжениям мэров, губернаторов, чего бы они ни придумали: цепи, шлагбаумы, эвакуаторы, экологические и прочие штрафы.
А статья 1.5 устанавливает презумпцию невиновности. С 1 июля должна быть доказана вина не только гражданина, обвиняемого в уголовном преступлении, но и привлекаемого к административной ответственности. И теперь, если гаишник скажет, что вы проехали на красный свет, вы можете с ним не соглашаться, утверждать, что, допустим, проехали на желтый, привлекать в свидетели жен, детей, нанимать адвоката. А сомнения, как известно, толкуются в пользу обвиняемого.
Следующее принципиальное положение: конфискация имущества, лишение любого специального права может осуществляться только по решению суда. Больше начальник ГИБДД или начальник райотдела милиции не сможет в тишине кабинета лишить гражданина какой-нибудь "корочки". Он должен передать папку в суд. А суд -- это худо-бедно судья, адвокат, соревновательность сторон, гласность.
-- Автомобильный раздел кодекса вызывал особенно много споров. Вы действительно считаете, что у водителей появилось больше прав?
-- Для автолюбителей в кодексе много новостей. Поправка к статье 12.1 запрещает повторный техосмотр. То есть никаких проверок на дороге. Запрещаются любые посторонние документы, не предусмотренные федеральным законом: экологические талоны, диагностические и технические карты.
Следующее важное примечание следует к статье 12.19. Теперь за то, что водитель, например, поставил машину под запрещающим знаком, а также нарушил порядок пользования муниципальными, коммерческими и прочими стоянками (то есть отказался платить этим вымогателям), запрещается блокировка колес, эвакуация транспортных средств, снятие номерных знаков, а также любые иные меры. Гаишники, правда, ссылаются на статью 27.13, где написано, что можно задержать машину. Так задерживай! Становись около нее, садись за руль и волоки ее в райотдел. А вот эвакуатор не имеешь права вызывать. Эвакуация -- это всего лишь одна из форм задержания, и она теперь категорически запрещена. Потому что это самая варварская форма. Более того, статья 12.36, которая венчает автомобильную главу, вообще наказывает за сам факт применения эвакуаторов. Официальный штраф -- до 20 МРОТ и с обязательной конфискацией подобных машин и механизмов.
-- Где и как конкретно можно будет обжаловать действия сотрудника ГИБДД?
-- Раньше жаловаться на гаишника, санитарного врача, налогового инспектора, участкового и т.д. можно было только в райсуд. И точка. Теперь дополнительно появилась еще и кассационная инстанция. А это уже три профессиональных судьи, адвокат. Административный кодекс привели в соответствие с судебной реформой. Принципиально, что адвокат и представитель стороны теперь положен не с момента рассмотрения дела в суде, а с момента составления протокола. Другими словами, инспектор только ручку достал, а вы ему говорите: «Я хочу адвоката». И если он ответит, мол, где же я тебе в Сибири на заснеженной трассе найду адвоката, это уже не ваша забота. Пусть направляет дело в суд. Кстати, поскольку в глубинке адвоката сложно найти не только на заснеженной трассе, но и во многих поселках, теперь его может заменить любой юридически грамотный человек с доверенностью. Он уже будет отстаивать права водителя.
-- А если не отстоит? Или если водитель согласен с обвинением инспектора?
-- Нужно просто оплатить штраф. Кстати, с 1 июля можно выкидывать временные разрешения. Потому что даже у провинившихся водителей удостоверение изыматься не будет. Точнее, будет задерживаться только за нарушения, которые предполагают в качестве наказания лишение прав.
А штраф нужно просто оплатить в Сбербанке, и не бегать потом в МРЭО вызволять права. Правда, на днях начальник ГИБДД Владимир Федоров опять выступил с предложением обязать водителей приобретать «штрафные» пластиковые карточки. То есть он хочет, чтобы люди заранее вносили деньги в какой-то банк, а потом из этой суммы вычитались штрафы за нарушения правил дорожного движения. Однако генерал Федоров должен помнить, что вклад в банк -- дело добровольное. К тому же в КоАП сказано, что на оплату штрафа у водителя есть 30 суток. Из них первые десять даются на обжалование решения инспектора. Уплата же штрафа на месте -- а генерал хочет оборудовать все патрульные машины автоматами для считывания карточек -- просто лишает гражданина права на защиту и права на обжалование.
-- Водителей, по-моему, больше беспокоят не их права, а размеры штрафов. Они ведь опять вырастут.
-- Немножко увеличатся. Ну не будет больше двадцатирублевых штрафов, где-то придется платить не 50, а 100 рублей. Но я считаю, что это не главное. Ведь любой штраф теперь можно обжаловать. И плюс презумпция невиновности. Не надо оправдываться перед инспектором, пишите в протоколе кратко: «Не согласен». И все! Вина не доказана, штраф по меньшей мере откладывается. А, кстати, решение о наказании надо быстро выносить: всего два месяца на это дается. В общем, я считаю, что в реальности штрафовать станут гораздо меньше.
-- Зато лишать прав чаще...
-- У нас в кодексе 36 автомобильных статей, а отобрать права можно только в десяти случаях. Основные: пьянка за рулем, отдал руль тому, кто пьян, покинул место ДТП, вышел на встречную полосу, превысил скорость на 60 км в час сверх нормы. Это действительно очень серьезные нарушения. Поэтому, я думаю, новый КоАП вышел сбалансированным: кое-какие репрессии протащили гаишники, кое-какие либеральные нормы протащили депутаты, которые прислушались к мнению адвокатов.
А вообще, новый КоАП -- это как автомобиль, у которого на спидометре 0. Как можно сказать, что в нем что-то гремит, стучит, не работает или не заводится, если мы его даже не заводили и ни одного метра не проехали. Нужно покататься хотя бы годик, набрать жалобы и тогда над кодексом еще поработать.
Записала Ирина БЕЛАШЕВА