|
|
N°114, 01 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Солнечное тепло» пошло ко дну
Пхеньян сравнял счет
В минувшую субботу Южная Корея была потрясена неожиданной вооруженной стычкой в Желтом море, закончившейся гибелью патрульного корабля и нескольких моряков. Третий день Пхеньян и Сеул обмениваются резкими и взаимоисключающими обвинениями в организации «вооруженной провокации». Главной жертвой перестрелки стала политика «солнечного тепла» президента Ким Дэ Чжуна, пытавшегося «согреть» пхеньянский режим политической лаской и экономической помощью.
По версии Сеула, в субботу утром два северокорейских сторожевика нарушили так называемую «северную разграничительную линию» (СРЛ). Приблизившиеся к ним южнокорейские патрульные корабли в течение получаса требовали через громкоговорители, чтобы нарушители вернулись назад. Внезапно находившийся в полукилометре северокорейский сторожевик с бортовым номером 608 открыл прицельный огонь на поражение из 85-миллиметрового орудия. Первой же мишенью стал капитанский мостик южнокорейского корабля, его командир был убит на месте. После 20-минутной перестрелки патрульный корабль водоизмещением 156 т пошел ко дну. Из 27 человек экипажа четверо погибли, один пропал без вести, 19 ранены. Командование южнокорейских ВМФ клянется, что враг не ушел безнаказанным -- свидетели уверяют, что в результате перестрелки северяне потеряли убитыми и ранеными не менее 30 моряков, один из северокорейских сторожевиков поврежден, назад его тянули на буксире.
Все это произошло за несколько часов до решающего поединка футбольных команд Кореи и Турции. Северокорейское агентство новостей ЦТАК приводит слова представителя флота, заявившего, что «провокация» южан была нацелена на «организацию шокирующего инцидента во время чемпионата мира, вину за который хотели возложить на КНДР». Южнокорейские СМИ полны истерических сетований на то, что Пхеньян подстроил конфликт из чистой мизантропии, присущей лишь самым злым государствам-«изгоям». Многие южане искренне полагают, что КНДР умышленно хотела испортить им радость от удавшегося спортивного праздника.
Впрочем, Пхеньян действительно мог воспользоваться чемпионатом по футболу, привлекшим к Корее внимание всего мира, чтобы напомнить о нерешенности проблемы морских границ. Поиск виноватого в субботней трагедии упирается в проблему непризнания юридического статуса СРЛ властями Северной Кореи. Не случайно же Пхеньян обратился вчера к командованию сил ООН с письменным требованием об отмене СРЛ как «фиктивной линии, односторонне и нелегально» проведенной южнокорейскими военными в 50-е годы. Уже почти полвека КНДР просит переместить СРЛ к югу, чтобы находящиеся вблизи от северокорейского города Кэсон богатые рыбой и крабами острова отошли Северу. Тем временем рыбаки из обеих Корей не рискуют соваться в это спорное место без мощного вооруженного прикрытия.
Циники полагают, что для военной верхушки КНДР субботняя перестрелка стала «матчем-реваншем» за обидное поражение летом 1999 года. Тогда в этом же самом районе южане практически безнаказанно потопили сторожевик северян, при этом погибли около 30 моряков. Не исключено, что консервативно настроенные военные попытались поставить на место и самого «великого вождя» Ким Чен Ира, робко ищущего пути для диалога с внешним миром. Судя по всему, запланированные на середину июля переговоры между КНДР и США сорваны. Белый Дом уже заявил, что поддерживает «позицию союзника в отношении вооруженной провокации» Севера. Расстроенный президент Ким Дэ Чжун обвинил Пхеньян в преднамеренном нарушении соглашения о перемирии и обязал военных принять «жесткие меры». Однако сразу после этого Ким укатил на три дня в Японию на закрытие чемпионата мира, и это обнадеживающий знак -- Сеул дает понять, что эскалации конфликта он не ждет.
Александр ЛОМАНОВ