|
|
N°7, 20 января 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Акционеры «АвтоВАЗа» мыслят концептуально
Программа перестройки завода будет утверждена в феврале
Комитет по реструктуризации «АвтоВАЗа» на своем первом, закрытом для прессы заседании рассмотрел концепцию преобразования компании, представленную президентом «АвтоВАЗа» Игорем Комаровым. Об этом вчера сообщила пресс-служба автопроизводителя. О сути концепции в пресс-релизе не говорится. Приведены лишь слова старшего вице-президента французского концерна Renault Кристиана Эстева, который отметил, что концепция -- «хорошее начало процесса реструктуризации, и компания Renault как стратегический партнер «АвтоВАЗа» и эксперт в автомобильном бизнесе даст свои рекомендации по ее углублению и дальнейшей детализации». Г-н Эстев также «отметил важность продажи непрофильных активов «АвтоВАЗа» и рекомендовал руководству компании регулярно информировать членов комитета о способах, стоимости и результатах их реализации». Как сообщил «Времени новостей» директор по внешним связям «АвтоВАЗа» Игорь Буренков, концепция реструктуризации представляет собой развитие антикризисной программы менеджерской команды под руководством г-на Комарова, пришедшей на предприятие в августе 2009 года.
Комитет по реструктуризации «АвтоВАЗа» основан решением совета директоров компании 3 декабря 2009 года. Его заседания предполагается проводить ежемесячно. Председателем комитета стал замгендиректора госкорпорации «Ростехнологии» Игорь Завьялов, а членами помимо гг. Комарова и Эстева гендиректор ОАО "КамАЗ" Сергей Когогин, управляющий директор "Тройки Диалога" Сергей Скворцов и директор по стратегии и планированию группы Renault Жан Вердонк. ГК «Ростехнологии», "Тройка Диалог" и Renault -- основные совладельцы АО «АвтоВАЗ», т.е. комитет по реструктуризации одновременно является комитетом контрольных акционеров.
В качестве представителя таковых ему и было доверено предварительное рассмотрение программы перестройки предприятия, хотя последнее слово останется собственно за владельцами. Председатель комитета Игорь Завьялов выразил уверенность в том, что "менеджмент «АвтоВАЗа» проведет ряд встреч и дискуссий с акционерами, и концепция будет согласована в первой декаде февраля 2010 года", сообщила пресс-служба компании.
Как заявил вчера «Времени новостей» г-н Буренков, нынешняя администрация автозавода при поддержке российского правительства уже фактически выполнила два из трех первоочередных пунктов своей программы по стабилизации финансового положения «АвтоВАЗа»: оптимизацию численности персонала и передачу социальных объектов с баланса предприятия муниципальным властям. Третий пункт -- реструктуризация кредиторской задолженности автозавода -- «находится в процессе решения». Со штатом, ужатым до 71 тыс. сотрудников, без финансового бремени социалки и с отсрочкой по возврату кредитов, взятых для компенсации убытков 2009 года, «АвтоВАЗ» готов приступить к следующему этапу преобразования, для чего ему, собственно, и требуется одобрение акционеров.
Как сообщил г-н Буренков, предполагается часть производственных процессов, протекающих сейчас в рамках АО, выделить в шесть отдельных компаний, которые сначала будут стопроцентными дочками «АвтоВАЗа», а впоследствии самостоятельными. Эту перестройку планируется провести уже в течение 2010 года.
Долгосрочные планы -- до 2012 года -- предусматривают организацию производства недорогой (стоимостью около 200 тыс. руб.) машины на платформе «Лада-Калина», а также нескольких моделей на французской платформе В0.
Российские автомобильные заводы при снижении объема производства в прошлом году повышали цены, пользуясь увеличением своей доли на внутреннем рынке и введением заградительных пошлин на ввоз иномарок в страну. Такие выводы содержатся в докладе Минэкономразвития о влиянии на конкурентную среду отдельных рынков таможенных пошлин, передает ИНТЕРФАКС. По данным министерства, в 2009 году в связи с сокращением импорта иномарок (в январе--сентябре упал на 75,7%) увеличилась рыночная власть предприятий, осуществляющих производство и сборку в России. Так, если в январе (до введения повышенных пошлин) их доля в потреблении составляла 33,9%, то по итогам января--августа она выросла до 49%. В ценовой стратегии иностранных автомобильных фирм на российском рынке до сентября-октября прослеживалась тенденция к сохранению цен на прежнем, докризисном уровне, в том числе вследствие того, что импортеры ввозили легковые автомобили 2008 года выпуска. Средняя контрактная цена на новый легковой автомобиль в январе--сентябре 2009-го составила 16,417 тыс. долл., что на 5,8% меньше, чем за тот же период 2008-го. "Российские автомобильные производители при снижении объема производства, напротив, повысили цены, воспользовавшись увеличением своей доли на внутреннем рынке", -- говорится в докладе. Так, при увеличении средних импортных цен без учета пошлин в целом на легковые автомобили в январе--сентябре 2009-го по сравнению с аналогичным периодом 2008-го на 5,7% средние цены российских производителей в рублевом измерении выросли за этот период на 33,1%. В долларовом эквиваленте они снизились на 1,8%, что связано с ростом обменного курса с 24,1 до 32,6 руб. за долл. "Стоит, однако, отметить, что увеличение отпускных цен на автомобили за январь--сентябрь 2009-го к аналогичному периоду прошлого года по основным моделям "АвтоВАЗа" составило 6,4--10,9% в зависимости от модели", -- отмечают авторы доклада.
Михаил КУКУШКИН