|
|
N°7, 20 января 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Воздушные замки
Московские власти претендуют на управление всеми основными аэропортами города
Судя по всему, под предлогом массовых жалоб пассажиров на условия обслуживания в аэропортах столичного региона московские власти решили возобновить переговоры с федеральными властями о передаче Шереметьево в управление городу. По крайней мере, судя по красочной презентации своего рода концепции программы «О совершенствовании обслуживания пассажиров в аэропортах московского авиационного узла», представленной вчера на очередном заседании московского правительства, мэрия уже начала подготовку к конкурсу по отбору управляющей компании для этого международного аэропорта.
Напомним, что в конце прошлого года о предстоящем во второй половине 2010 года отборе менеджера по управлению аэропортом Шереметьево заявила министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина.
Столичные чиновники, в управление которым ранее был передан аэропорт Внуково, настаивают на расширении полномочий региона в вопросах регулирования деятельности всех аэропортов. Единый менеджмент, уверены в мэрии, позволит организовать более качественно обслуживание в монопольной отрасли. «Сейчас существует три естественные монополии, но между ними серьезная конкуренция», -- заявил вчера журналистам руководитель департамента транспорта и связи города Василий Кичеджи. При этом, по его словам, конкуренция действует скорее во вред пассажирам, нежели в пользу развития качества услуг. В частности, по данным проведенного по заказу мэрии опроса пассажиров московского авиационного узла, хуже всего в аэропортах столицы дело обстоит с организацией парковки (на этот недостаток указали 70% респондентов) и общественного питания (52%). Городские чиновники настаивают на том, что Москва, как управленец, может обеспечить транспортную доступность аэропортов. В частности, по словам г-на Кичеджи, сейчас совместно с ОАО «Российские железные дороги» и ООО «Аэроэкспресс» готовится проект строительства на железнодорожной станции «Каланчевская» нового логистического комплекса, который должен стать единым пересадочным узлом по доставке пассажиров в аэропорты Домодедово, Шереметьево и Внуково. «В 2012 году мы планируем запустить этот транспортный узел. Это будет отдельная станция, с которой можно будет добраться в столичные аэропорты», -- озвучил далеко идущие планы чиновник. Правда, при этом источники финансирования этого проекта он не уточнил. Кроме того, столичные транспортники собираются внести стоимость проезда на уже действующих железнодорожных маршрутах со столичных вокзалов до аэропортов в стоимость авиабилета.
Как аргумент в пользу управленческой команды мэрии столичные хозяйственники приводят опыт аэропорта Внуково, который стал интенсивно развиваться с переходом его активов под контроль города. В частности, как заявил вчера генеральный директор по производству ОАО «Аэропорт Внуково» Михаил Грейдин (Москве принадлежит более 60% акций компании), в мае будет сдана первая очередь реконструкции аэропортового комплекса и новый терминал общей площадью 173 тыс. кв. м. По завершении общей реконструкции комплекса аэровокзала в 2015 году в эксплуатацию введут до 250 тыс. кв. м новых площадей. В частности, руководство компании планирует расширить зоны под магазины и организации общественного питания, что, по мнению г-на Грейдина, как увеличит доход аэропорта от сдачи в аренду площадей, так и обеспечит разумную ценовую политику предприятий дополнительного сервиса. В целом во Внуково рассчитывают увеличить пассажиропоток аэропорта до 20 млн пассажиров в год. Надо заметить, что руководитель департамента потребительского рынка и услуг города Владимир Малышков вчера неоднократно поднимал вопрос о необходимости повсеместного развития в аэропортах столичного региона не только ресторанов и кафе, а также прачечных и других предприятий сферы бытового обслуживания.
Примечательно, что столичные чиновники, видимо, пытаются заручиться поддержкой государственных координаторов воздушных перевозок и пограничников. Однако чиновники ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ» и федерального агентства по обустройству государственной границы РФ представили лишь сухие узкопрофессиональные отчеты о своей деятельности, чем сильно раздосадовали членов столичного правительства.
То, что три главных аэропорта региона необходимо объединить под общим управлением, считает и генеральный директор ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачев. «Вполне логично, что столичные власти хотят навести порядок в своей зоне, ведь независимо от того, в какой аэропорт прилетают люди, они прилетают в Москву и все шишки за некачественное обслуживание сыплются в адрес московского правительства», -- заявил г-н Горбачев в беседе с корреспондентом «Времени новостей». Кроме того, по его словам, единое управление этой монополией -- это мировая практика. Так, например, в Париже один менеджер объединяет 12 аэропортов, в Лондоне -- восемь. По мнению г-на Горбачева, без координации своей деятельности компании авиавокзалов «допланировались до того, что собираются нарастить объемы пассажироперевозок до 140 млн человек в год». Сейчас пропускная способность городских аэропортов 53 млн человек. «Это абсурд», -- считает эксперт. В ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации уверены, что беспорядочное развитие инфраструктуры аэропортов «выльется в увеличение тарифов и сборов на перевозки». «По-хорошему все три аэропорта должны управляться одной компанией», -- считает г-н Горбачев. По данным ассоциации, порядка 70% акций ЗАО «Международный аэропорт Домодедово» принадлежит компании «Ист Лайн» остальной пакет находится в государственной собственности. ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» находится в стопроцентной собственности государства.
Впрочем, эксперты, и чиновники столичного правительства отметили, что пока это только не более чем декларация о намерениях. По крайней мере, возможность склонить на свою сторону руководство аэропорта Шереметьево, судя по всему, у мэрии есть.
Как заявили «Времени новостей» в пресс-службе ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», в течение этого года собственник примет решение, на каких именно условиях будет происходить выбор управляющей компании. При этом представители Шереметьево подчеркивают, что «существенным вкладом в развитие аэропорта со стороны московских властей было бы расширение трасс и строительство новых развязок на Ленинградском международном и Старошереметьевском шоссе. А также в компании рассчитывают на ликвидацию городом свалки, прилегающей к территории аэропорта, где планируется строительство новой посадочной полосы.
Юлия ХОМЧЕНКО