Время новостей
     N°6, 19 января 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.01.2010
«Иллюзий никто не испытывал»
Вступил в силу приговор бывшему главному следователю страны Дмитрию Довгию
Верховный суд РФ (ВС) вчера отказался удовлетворить кассационную жалобу бывшего начальника Главного следственного управления (ГСУ) СКП Дмитрия Довгия, который в июне прошлого года был приговорен к девяти годам колонии строгого режима за превышение должностных полномочий и получение взятки 750 тыс. евро. Без изменения оставили и приговор его сообщнику -- бывшему сотруднику Главной военной прокуратуры полковнику Андрею Сагуре. Осужденные и их адвокаты вчера засыпали судей ВС большим количеством аргументов, на основании которых приговор Мосгорсуда, по их мнению, должен был быть признан незаконным и необоснованным. И хотя, как признался адвокат Юрий Баграев, «иллюзий никто не испытывал», все же они не оставляли надежду добиться если не оправдания, то хотя бы пересмотра дела.

Начальник ГСУ Дмитрий Довгий был уволен со своего поста 21 апреля 2008 года по результатам служебной проверки. Он попытался восстановиться на работе через суд, а в мае 2008 года дал скандальное интервью, в котором прямо обвинил главу СКП Александра Бастрыкина в фальсификации ряда громких дел, в том числе против замминистра финансов Сергея Сторчака и генерала ФСКН Александра Бульбова. А вскоре на самого г-на Довгия завели уголовное дело о получении взятки 750 тыс. евро от бизнесмена Руслана Валитова. По данным обвинения, в сентябре 2006 года Генпрокуратура возбудила дело о хищении у компании «Томскнефть» 1,2 млн т нефти на 6,5 млрд руб. Одним из свидетелей по нему проходил г-н Валитов, которого следователи вскоре заподозрили в отмывании части похищенного. Узнав об этом, г-н Довгий через посредника предложил бизнесмену помощь и за 750 тыс. евро пообещал не привлекать его к уголовной ответственности. В роли посредника выступил друг г-на Довгия -- бывший военный прокурор Андрей Сагура. Первые 300 тыс. евро были переданы через г-на Сагуру в ноябре 2007 года, после чего г-н Довгий начал оказывать давление на следователей, занимавшихся делом г-на Валитова. А после того, как 31 января 2008 года вышло постановление об отказе в возбуждении дела против предпринимателя, он передал г-ну Сагуре оставшуюся часть денег.

Однако 10 апреля 2008 года дело на бизнесмена все-таки завели, в июле он был задержан и на допросе вдруг «вспомнил» о взятке, которую ранее якобы передал начальнику ГСУ. Сразу после этого бизнесмена выпустили, и вскоре он под контролем оперативников провел несколько встреч с Сагурой и Довгием, которых постоянно пытался вывести на разговор о переданных ранее 750 тыс. евро. Видео- и аудиозаписи этих встреч вместе с показаниями самого г-на Валитова и легли в основу обвинения. 24 июня 2009 года присяжные сочли обоих подсудимых виновными, и Мосгорсуд 30 июня приговорил г-на Довгия к девяти годам, а г-на Сагуру -- к восьми годам строгого режима. Оба были оштрафованы на 800 тыс. руб., а Довгий к тому же был лишен классного чина -- государственный советник юстиции III класса -- и права занимать должности в правоохранительных органах и госструктурах на три года.

Г-н Довгий не согласился с приговором и обжаловал его. Вчера в ВС обвиняемые и их адвокаты высказали претензии к судье Мосгорсуда Дмитрию Фомину, которых набралось не меньше полусотни. Они касались буквально всех стадий рассмотрения дела -- от процедуры отбора коллегии присяжных, в которой, как оказалось, г-н Довгий не принимал никакого участия (хотя имеет на это право), до напутственного слова присяжным, в котором судья, по мнению защиты, был крайне необъективен. Кроме того, г-н Фомин в тексте приговора ошибочно написал, что г-н Довгий родился в Санкт-Петербурге, хотя на самом деле местом его рождения является город Ленинград. По мнению адвокатов, это дает основание считать, что «приговор был вынесен в отношении другого лица». Были среди аргументов защиты и более серьезные доводы, в частности выяснилось, что в отношении г-на Довгия до сих пор ни разу не выносилось постановление о его привлечении к уголовной ответственности. Кроме того, адвокат г-на Довгия Юрий Баграев попытался убедить суд, что аудио- и видеозаписи встреч Довгия, Сагуры и Валитова были произведены незаконно, а вопросы перед присяжными по поводу обвинения Довгия в превышении должностных полномочий были поставлены некорректно.

«Прошу в отношении меня уголовное дело прекратить, в отношении Сагуры направить на новое рассмотрение», -- подытожил г-н Довгий свое краткое выступление. Г-н Сагура говорил значительно дольше своего товарища по несчастью, украсив свою речь эффектными цитатами философов Ивана Ильина, Блеза Паскаля, а также председателя ВС Вячеслава Лебедева. «Подойдите к нам индивидуально и исправьте ошибку вашего коллеги Фомина», -- подытожил г-н Сагура.

Гособвинитель Мария Семененко в свою очередь заявила, что все доказательства в уголовном деле законны, а наказание осужденным вынесено справедливое, и попросила суд оставить приговор без изменения. Чтобы принять решения, судьям потребовалось около полутора часов. «Приговор Мосгорсуда с участием присяжных от 30 июня 2009 года в отношении Довгия и Сагуры оставить без изменения, а кассационные жалобы -- без удовлетворения», -- зачитал постановление один из судей.

После оглашения вердикта г-н Баграев выглядел мрачнее тучи. «Никто никаких иллюзий не испытывал, но была надежда, что при таком критическом количестве жалоб Верховный суд отменит решение», -- сказал он. Отвечая на вопрос об ожиданиях самого г-на Довгия, адвокат заявил: «Он реалист и достаточно профессионален для того, чтобы не опускать руки до последнего, поэтому он тоже верил в лучшее». Г-н Баграев затруднился ответить о дальнейших процессуальных действиях по данному делу. «Мне нужно пообщаться с подзащитным и получить полный текст постановления, чтобы понять, почему нам отказали», -- пояснил защитник.

Анатолий КАРАВАЕВ
//  читайте тему  //  Борьба с коррупцией