|
|
N°6, 19 января 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Крутится-вертится
В Лос-Анджелесе раздали «Золотые глобусы»
Премию иностранных журналистов, аккредитованных в Голливуде (по традиции считающуюся второй по значению для американского кино после «Оскара», обладатели которого станут известны несколько позже), вручали в этом году в 67-й раз. Главным триумфатором на этот раз стал Джеймс Кэмерон -- его «Аватар» был признан вне конкуренции в категории «Драма», а сам он оказался лучшим режиссером. Любопытно, что в обеих этих категориях он соревновался со своей бывшей супругой Кэтрин Бигелоу -- ее «Повелитель бури» претендовал на три приза, но в итоге не получил ни одного. Теперь стало окончательно ясно, что история про непростые отношения землян и синекожих обитателей планеты Пандора, за которой надлежит наблюдать сквозь трехмерные очки, на всех парах несется к премиям Американской киноакадемии -- при том, что еще полтора десятка лет назад фильм с подобным сюжетом мог претендовать в лучшем случае на звание победителя по техническим номинациям вроде спецэффектов или звукорежиссуры. Теперь же это почти что официальный эталон кинематографа будущего, как и было уже не раз в последнее время сказано с разной степенью экстаза.
Впрочем, что касается актерских номинаций, то здесь особенных революционных преобразований не обнаружено -- ни одного представителя народа на'ви среди победителей нет: практически все роли-триумфанты укладываются в каноническую призовую схему. Лучшим драматическим актером объявлен Джефф Бриджес («Безумное сердце» Скотта Купера), сыгравший кантри-певца трудной судьбы, бузотера, бабника и алкаша, который находит успокоение в общении с журналисткой, сумевшей разглядеть в нем тонкую натуру (этот же фильм был отмечен «Глобусом» за песню). Лучшая драматическая актриса -- Сандра Баллок («Невидимая сторона» Джона Ли Хэнкока, ставшая несколько неожиданным коммерческим хитом и до сих пор занимающая не последние места в еженедельных рейтингах кассовых сборов), изобразившая наставницу бездомного мальчишки-инвалида, ставшего под ее чутким руководством выдающимся футболистом. Лучшие актер и актриса второго плана (без разделения на жанры) соответственно Кристоф Вальц («Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино) -- и это, пожалуй, едва ли не единственная награда, не вызывающая никаких вопросов и возражений (кстати, на Каннском фестивале, где Вальц тоже был награжден, эту роль посчитали совсем не второстепенной), -- и Мо'Ник (афроамериканская социальная драма под труднопереводимым и не менее трудновообразимым названием «Драгоценность: по роману «Толчок» авторства Сапфиры» Ли Дэниэлса).
С категорией «Лучшая комедия или мюзикл» дела обстоят несколько симпатичнее: лучшим фильмом в данных жанрах признана одна из самых кассовых комедий прошлого года «Мальчишник в Вегасе» Тодда Филипса, фильм спорный, временами запредельно неприличный, но на самом деле гомерически смешной. Лучшим комедийным актером объявлен Роберт Дауни-младший за блистательную заглавную роль в «Шерлоке Холмсе» Гая Ричи, а актрисой -- Мэрил Стрип (фильм о кулинарии «Джулии и Джулия: готовим счастье по рецепту»). В последнем случае самым смешным, пожалуй, кажется то, что Стрип боролась за «Глобус» не только с победительницей в драматической категории Баллок (ее выдвигали еще и за «Предложение» Энн Флетчер), но и с самой собой -- в фильме «Простые сложности» Нэнси Майерс.
Среди сценариев выиграл «Мне бы в небо», написанный режиссером этой картины Джейсоном Рейтманом в соавторстве с Шелдоном Тернером, -- впрочем, победой в полном смысле слова это назвать, пожалуй, нельзя, так как этот приз оказался в итоге единственным из шести возможных: авторы явно рассчитывали на большее. Лучший мультфильм прошлого года -- пиксаровский «Вверх» Пита Доктера и Боба Петерсона, там же, по мнению все тех же «аккредитованных журналистов», звучит и лучшая оригинальная музыка, которую сочинил Майкл Глаччино. А лучший фильм на иностранном языке -- «Белая лента» Михаэля Ханеке.
Помимо полнометражных художественных фильмов «Золотыми глобусами» отмечают и телевизионную продукцию, и с недавних пор (после того как американские сериалы стали совершенно особенным культурным явлением, вполне уверенно конкурирующим в сознании наших зрителей с привычным «настоящим» кино) имеет смысл обратить внимание и на этих победителей. Лучшим сериалом (вот уже третий год подряд) стали любимые многими нашими интеллектуалами «Безумцы» о жизни заокеанских рекламщиков начала 60-х годов, а ничуть не менее уважаемый ими же «Декстер» (про положительного маньяка-убийцу) был отмечен дважды: Майкл Си Холл стал лучшим актером первого, а Джон Литгоу -- второго плана.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ