|
|
N°114, 01 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Поле битвы после потопа
Президент разозлился на Чубайса
Выяснение причин и последствий разрушительного наводнения на юге России, начатое Владимиром Путиным с поездки по Ставропольскому краю, продолжалось и в минувшие выходные. По возвращении в Москву президент приказал главе МВД Борису Грызлову взять под особый контроль ситуацию в районах бедствия и не допускать случаев мародерства. Утром в субботу президент провел совещание с членами правительствами. А в воскресенье президент получил послание от главы РАО «ЕЭС» Анатолия Чубайса, напоминающее, как сказал газете «Время новостей» член правления РАО Андрей Трапезников, «объяснительную записку».
Необходимость в ней появилась после того, как зампред правления энергохолдинга Андрей Раппопорт предложил увеличить в регионе тарифы, дабы частично покрыть убытки от стихии. Идея энергетиков вызвала резкую отповедь президента. «Ни МПС, ни «Газпром» -- никто из федеральных структур не выколачивает деньги из населения, воспользовавшись бедой, -- обратился он к г-ну Раппопорту. -- Вы знаете, сколько выделено РАО «ЕЭС» для поощрения руководящего состава компании? По-моему, это цифра с большим количеством нулей в долларах США. А теперь сопоставьте эту цифру с ущербом в 218 млн рублей и доложите мне завтра о решении по поводу повышения тарифов».
Судя по комментариям энергетиков, в письме г-на Чубайса не содержится информации о суммах поощрений топ-менеджеров. Зато подробно рассказывается о трудностях, которые преодолевает РАО, пытаясь обеспечить электричеством жителей и предприятия региона. Как рассказал нашему корреспонденту г-н Трапезников, ситуация в изложении Чубайса выглядит следующим образом. Потребители энергосистем Северного Кавказа не полностью оплачивают услуги энергетиков. Денег у энергетиков не хватает, поэтому г-н Чубайс из резервного фонда РАО уже выделил 30 млн руб. на восстановление энергообъектов и, если понадобится, выделит еще.
При этом из объяснений как-то выпал тот факт, что РАО «ЕЭС» именно для возмещения подобных убытков создало страховую компанию «Лидер». По версии г-на Трапезникова, региональные компании юга в силу бедности не смогли застраховать часть имущества -- по этой причине, утверждает г-н Трапезников, и было предложено часть затрат переложить на тарифы. Причем сделать это не сразу, а «в будущем и постепенно».
Впрочем, оправдываться пришлось не только энергетикам. Вопреки надеждам местных властей в пятницу президент на вертолете сразу отправился в станицу Барсуковскую, наиболее сильно пострадавшую от стихии -- там погибло 29 человек, разрушены сотни домов. Неорганизованные начальством жители станицы, обитающие теперь в палаточном городке, беспрепятственно излили ему душу: не хватает ни продуктов, ни воды, бутылка стоит 80 рублей. Жители Барсуковской рассказали, что о возможности наводнения их вообще не предупреждали, и спасаться приходилось в последний момент -- когда улицы станицы уже превратились в реки, -- хватая лишь самое необходимое. Теперь, по словам станичников, по их домам уже начали лазить мародеры.
Вернувшись в Ставрополь, президент устроил разнос местным властям, которые «проворонили» катастрофу. По мнению г-на Путина, именно региональные чиновники должны были следить за состоянием гидротехнических сооружений, системой оповещения населения на случай ЧП и организовывать спасение людей. Впрочем, сразу делать «оргвыводы» в Ставрополе не стал, а поручил заместителю генпрокурора по Южному федеральному округу г-ну Фридинскому найти конкретных виновников гибели людей и катастрофических разрушений. Тот немедленно доложил, что окружная и региональные прокуратуры возбудили уже пять уголовных дел о халатности и сокрытии информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей.
Как отметил президент, основные средства на ликвидацию последствий наводнения руководителям краев и республик надо будет находить самим. Согласно подсчетам МЧС, ущерб от стихии на юге страны составил более 12,33 млрд рублей, а таких денег в федеральном бюджете нет.
Николай ГОРЕЛОВ, Александр РАСКИН, Виктор ПАУКОВ