Время новостей
     N°6, 19 января 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.01.2010
Казенная автономия
Правительство предлагает узаконить частную собственность и самоокупаемость некоторых бюджетных учреждений
Перед самыми новогодними праздниками -- 30 декабря -- правительство России внесло в Государственную думу проект закона, направленного на совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений. Основной смысл нововведений заключается в том, что большинству бюджетных организаций будет дано право свободно распоряжаться самостоятельно заработанными деньгами, в том числе приобретать (создавать) на них свою собственность. Те государственные и муниципальные организации, в коммерческой активности которых их учредители не заинтересованы, будут преобразованы в казенные учреждения, лишенные какой-либо возможности распоряжаться любыми заработанными средствами. Кроме того, государство решило стимулировать федеральные органы власти активнее заниматься оптимизацией сети их подведомственных учреждений. Министерствам и ведомствам планируется делегировать право проводить реорганизацию, слияние и ликвидацию созданных ими структур, при этом гарантировав при сокращении численности занятых сохранение объемов бюджетного финансирования.

Появление законопроекта знаменует собой радикальное изменение политики государства в отношении наделения бюджетных учреждений правом иметь собственность. В 2000-е годы было предпринято несколько шагов, направленных на то, чтобы созданные решением государственных органов власти и получающие бюджетное финансирование структуры не имели возможности даже на самостоятельно заработанные деньги формировать имущественный комплекс, которым они могли бы свободно распоряжаться. Более того, было создано несколько прецедентов, когда имущество, зарегистрированное в качестве объектов собственности, скажем, государственных высших учебных заведений в годы, когда им разрешалось за счет дополнительных доходов строить или приобретать недвижимость, решением судов передавалось на баланс государственных и муниципальных структур -- учредителей данных вузов.

Казалось, черту под этим процессом подвел вступивший в силу в 2007 году закон «Об автономных учреждениях», по которому эти структуры могут распоряжаться всем своим имуществом только на правах оперативного управления. Даже имущество, приобретенное самостоятельно на не связанные с бюджетным финансированием доходы, без согласия учредителя автономные учреждения не имеют права вносить в активы других юридических лиц в качестве их участника. Предполагалось, что статус автономных постепенно должно обрести подавляющее большинство бюджетных учреждений.

Однако, как отмечается в пояснительной записке к внесенному в Думу новому правительственному законопроекту, почти за три года действия закона «Об автономных учреждениях» на федеральном уровне было сформировано всего четыре таких учреждения. Хотя на 1 апреля 2009 года насчитывалось свыше 25 тыс. (без закрытой части) бюджетных учреждений, созданных федеральными министерствами и ведомствами.

На региональном уровне создание автономных учреждений шло немногим более активно, и только в регионах, «внедряющих современные модели управления бюджетной системы», к которым авторами нового законопроекта отнесены Тюменская область, Краснодарский и Красноярский края, а также Татарстан, ситуация лучше.

Между тем в пояснительной записке к проекту закона отмечается, что большинство бюджетных учреждений немало зарабатывают. В 2008 году 1030 почти из 10 тыс. федеральных организаций полностью финансировались за счет доходов от приносящей прибыль деятельности. Еще в 3,8 тыс. структур доля подобных денежных поступлений превышала 40% от необходимого им финансового обеспечения.

Теперь государство решило стимулировать коммерческую активность своих бюджетных учреждений, которые преимущественно относятся к сферам образования, здравоохранения, науки и культуры. Им будет предоставлено право свободно распоряжаться самостоятельно заработанными средствами и приобретенным на них имуществом, расширены возможности управления вверенными им материальными активами. Вместе с тем государство полностью снимает с себя субсидиарную ответственность по обязательствам этих бюджетных учреждений. Причем претензии кредиторов не могут быть распространены и на собственность, переданную таким бюджетным структурам в оперативное управление. Зато бюджетные учреждения нового статуса будут отвечать по своим обязательствам не только имеющимися в их распоряжении денежными средствами, но и имуществом, приобретенным на самостоятельно заработанные средства.

Нынешний статус бюджетных учреждений, исключающий право собственности на любые денежные средства, имущество и иные объекты собственности, на продукты интеллектуального и творческого труда, перейдет к новому типу государственных и муниципальных организаций -- казенным учреждениям (КУ). Только за результаты их деятельности государство готово нести субсидиарную ответственность. Но взамен КУ будут лишены возможности распоряжаться даже самостоятельно заработанными средствами -- все они будут поступать в бюджет не этих организаций, а их учредителей. На КУ в полной мере будут распространяться положения закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд».

Учитывая негативный опыт функционирования закона «Об автономных учреждениях», авторы законопроекта предполагают минимум организационных шагов, связанных с изменением статуса нынешних бюджетных организаций при сохранении ими обновленного статуса бюджетных учреждений или при переходе в положение казенных. В любом случае не требуется ни переназначение руководства, ни выведение за штат остального персонала, ни перерегистрация закрепленного за данными структурами имущества, ни возобновление имеющихся у них лицензий. Фактически речь идет лишь о внесении небольших изменений в устав или положение о данном учреждении.

Правительство также решило создать стимулы для федеральных органов власти, чтобы они оптимизировали систему своих подведомственных учреждений. Будут упрощены процедуры их реорганизации или ликвидации, а все полномочия по проведению этих процедур будут переданы самим министерствам и ведомствам (сейчас для этого требуется решение правительства РФ). При этом госструктурам после проведения реорганизации подведомственных учреждений гарантируется бюджетное финансирование на прежнем уровне «при условии сохранения объема и качества предоставляемых ими услуг».

Внесенный в Госдуму законопроект содержит поправки в Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы, закон «О некоммерческих предприятиях» и другие действующие законы. Законопроект предлагает распространить положения, установленные для казенных учреждений, на федеральные органы государственной власти и их территориальные подразделения, а также на органы управления государственными внебюджетными фондами (пенсионный, медицинского и социального страхования).

Казенным учреждением станет государственная автоматизированная система «Выборы», с помощью которой в России подводятся итоги выборов всех уровней. Статус казенных учреждений обретут управления объединений, соединений и воинских частей Вооруженных сил РФ, военных комиссариатов и других воинских подразделений. Вполне закономерно казенными станут следственные изоляторы и исправительные учреждения, в том числе для несовершеннолетних.

С конкретным перечнем всех казенных учреждений государственные и муниципальные органы власти должны определиться до 1 июля 2010 года. К этой же дате федеральные органы власти обязаны составить перечни имущества, переданного своим КУ. Региональным и муниципальным органам власти для этого дается еще полгода. Предлагаемые законопроектом изменения должны вступить в силу с 1 января 2011 года. Рассмотрение законопроекта Госдумой в первом чтении намечено на февраль 2010 года.

Андрей СУСАРОВ