|
|
N°4, 15 января 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Зоны особого внимания
В Госдуму внесены поправки, упорядочивающие общественный контроль над тюрьмами
Депутаты Госдумы предлагают штрафовать чиновников за попытки воспрепятствовать общественному контролю над российскими тюрьмами. В четверг главы нескольких комитетов нижней палаты, в том числе два главных думских правоведа -- Владимир Плигин и Павел Крашенинников, внесли законопроект, который призван дать юридические основы деятельности общественных наблюдательных комиссий, следящих за соблюдением прав заключенных.
С этой целью депутаты предлагают внести серию поправок в несколько кодексов (Уголовно-исполнительный, Уголовно-процессуальный и Кодекс об административных правонарушениях) и в ряд федеральных законов. Авторы поясняют, что после принятия этих изменений должен в полной мере заработать закон, вступивший в силу еще в июне позапрошлого года, -- «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».
По словам депутатов, принятие поправок в УПК, КоАП и другие базовые кодексы и законы вызвано «необходимостью создания правовых основ для института общественного контроля». Заметим, что с июня 2008 года -- с момента принятия закона о контроле за соблюдением заключенных -- в этой сфере произошел ряд заметных событий. Сменилось руководство Федеральной службы исполнения наказаний, было объявлено о начале тюремной реформы, частью которой стал недавно вступивший в силу закон о домашнем аресте. Не следует забывать и о том, в прошлом году положение осужденных и «сидельцев» СИЗО стало темой для широкой общественной дискуссии, одним из поводов для которой послужила смерть в следственном изоляторе юриста фонда Heritage Capital Management Сергея Магнитского (этот инцидент, напомним, повлек за собой и масштабные увольнения в руководстве ФСИН).
В качестве одной из причин того, что положение подследственных и осужденных оставляет желать лучшего, неоднократно называлась непрозрачность российской пенитенциарной системы.
«Закон об общественном контроле действует, наблюдательные комиссии созданы в 70 регионах России, однако мы убедились, в том числе в минувшем году, в том, что идет откровенное воспрепятствование деятельности наблюдательных комиссий», -- сказал «Времени новостей» председатель общественной наблюдательной комиссии Москвы за местами принудительного содержания Валерий Борщев. Причем, подчеркивает собеседник газеты, правозащитникам ставят препоны не только в каких-то дальних регионах, но и в столице. «К примеру, при всех наших хороших отношениях с руководством ГУВД Москвы УВД по Центральному округу, которое возглавляет генерал-майор Петр Павлюк, не пускает членов общественной наблюдательной комиссии в отделения милиции, -- отметил г-н Борщев. -- В ОВД «Мещанское» и «Китай-город» нас просто взяли и не пустили, что является прямым нарушением закона. Когда мы стали составлять акт о воспрепятствовании, они поняли, что дело серьезное, и все же дали разрешение». Таким образом, констатирует г-н Борщев, проблема ответственности чиновников за препятствия работе общественных наблюдательных комиссий действительно назрела.
Поправки, внесенные вчера на рассмотрение Госдумы депутатами Плигиным, Крашенинниковым, Васильевым и Поповым, в числе прочего устанавливают «меры административной ответственности должностных лиц за воспрепятствование осуществлению общественного контроля». Предполагается, что и члены наблюдательных комиссий также должны нести ответственность в случае нарушения ими требований уголовно-исполнительного законодательства. В том числе депутаты предлагают оговорить порядок привлечения члена общественной наблюдательной комиссии в качестве подозреваемого или обвиняемого, для этого в том числе следует уведомить секретаря Общественной палаты и соответствующей общественной наблюдательной комиссии.
Законопроект устанавливает порядок и условия посещения общественными комиссиями тюрем и СИЗО. В отсутствие четко прописанных норм руководство этих учреждений зачастую действует по своему усмотрению, отмечает Валерий Борщев. «Например, нам в ряде случаев не передавали документы, необходимые для осуществления общественного контроля. С этим мы сталкивались не только в некоторых московских СИЗО (где «засекреченным» оказался даже прейскурант цен в продуктовых киосках), но и в отделениях милиции, где отказывались предоставить книгу доставленных», -- констатирует глава московской ОНК. По мнению г-на Борщева, процесс «правового просвещения» представителей пенитенциарной системы должен закончиться. Теперь необходимо в случае нарушений действовать через суды и прокуратуры и таким образом приучать чиновников исполнять закон.
Михаил МОШКИН