Время новостей
     N°4, 15 января 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.01.2010
Жизнь после шпионов
Инвесторы осваивают бывшую штаб-квартиру КГБ в Берлине
Новый жилой комплекс появится в недалеком будущем в берлинском микрорайоне Карлсхорст на территории прежнего советского военного городка, в обиходе и, понятно, с целью конспирации называвшегося «105-м полком». На самом деле здесь, в обнесенном бетонной оградой комплексе зданий на Цвизелерштрассе, в послевоенные десятилетия располагался европейский центр КГБ. Отсюда совместно с «друзьями» (так советские разведчики тоже конспиративно именовали коллег из восточногерманской госбезопасности) планировались и осуществлялись «специальные операции» на западном направлении.

Пограничный полк НКВД под номером 105 был расквартирован на Цвизелерштрассе в последние дни второй мировой войны. Военнослужащие этого полка обеспечили охрану церемонии подписания 8 мая 1945 года акта о безоговорочной капитуляции, проходившей в казино бывшего военно-инженерного училища нацистского вермахта

Музей капитуляции оказался одним из немногих зданий на Цвизелерштрассе, оставшихся вне закрытой зоны, охранявшейся по последнему слову тогдашней техники. В 1994 году одновременно с выводом советских войск из Восточной Германии покинули свои насиженные места в Карлсхорсте и советские разведчики. Оставшиеся бесхозными 46 тыс. кв. м брошенной территории с семью зданиями, находящимися под охраной государства в качестве памятников архитектуры, перешли в федеральную собственность. Опустевший бывший военный городок представлял собой печальное зрелище: выбитые окна, сломанные двери, горы мусора. Внутри зданий отсутствовало все, что можно было оторвать от стен, потолка и пола. Хотя новый владелец, федеральный центр, и предпринял кое-какие неотложные меры по спасению этих объектов, было ясно, что вернуть им полноценную жизнь сможет лишь серьезный инвестор.

Таковой нашелся через 15 лет. Группа инвесторов с неожиданным для подобного рода деятельности названием «Проект заботы о пенсии» выкупила у государства бывшую советскую недвижимость и готовится превратить ее в современный жилой комплекс. Около 300 квартир будет оборудовано в уже имеющихся зданиях, в которых располагались службы и отделы «представительства» -- так еще называли в обиходе свое берлинское учреждение сами чекисты. Там и по сей день можно обнаружить реликвии КГБ. В первозданном виде сохранились помещения со звукоизоляцией, где-то проходит прежде секретный телефонный кабель. Рядом с бывшей телетайпной комнатой стоит компактная печь, предназначенная, видимо, для сжигания распечатанных на бумаге секретов. Диковинным образом в одном из залов цоколя сохранился обтянутый зеленым сукном внушительных размеров массивный бильярд, за которым, надо полагать, офицеры коротали редкие минуты отдыха.

Построят в Карлсхорсте и несколько новых домов рядовой застройки (на рисунке) -- в общей сложности 40 двухуровневых квартир. «Строительные работы начнутся уже в этом году, а к 2012 году завершатся. К сегодняшнему дню мы продали уже несколько десятков квартир», -- рассказал «Времени новостей» один из менеджеров фирмы «Дезакон» Йорг Бомфальк. Этой фирме и ее партнерам по консорциуму инвесторов -- компаниям «Нордланд» из Ганновера и «Виртшафтсконтор Миттельдойчланд» из Магдебурга -- уже приходилось браться за похожую работу. В восточногерманском Магдебурге они перестроили в современный жилой комплекс старую прусскую крепость. Все обустроенные в этом памятнике архитектуры 400 квартир, как сказал г-н Бомфальк, уже распроданы.

Инвесторы не сомневаются и в успехе своего нового проекта. Квартиры здесь будут на любой вкус и разные кошельки. Для жильцов-одиночек предназначается апартамент площадью 43 кв. м. Площадь пятикомнатных квартир составит чуть больше 100 кв. м. Покупателю придется отсчитать 2080 евро за каждый квадратный метр в бывшей европейской штаб-квартире КГБ -- по берлинским меркам это выше средней цены на частное жилье, установившейся на уровне 1971 евро. Зато новые обитатели Карлсхорста смогут гордиться тем, что живут в одном из рухнувших тайных бастионов «холодной войны».

Юрий ШПАКОВ, Берлин